"Совсем не всегда Православная Церковь, Предстоятели Церкви выступают на стороне своих правительств. Православная Церковь должна выступать на стороне Бога и правды. Так было в 1918 году, когда Патриарх Тихон анафематствовал советскую власть (...). Православная Церковь живет по законам божественной правды, и других законов у нее нет", — заявил наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), комментируя недавние высказывания Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. "Что же касается нынешней ситуации на Кавказе, то невозможно без горечи наблюдать, как ангажированные политики безжалостно и жестоко манипулируют православным народом", — добавил он. "Конкретные люди, в том числе и самые высшие иерархи Церкви, могут ошибаться, и история порой рассказывает нам об этих печальных ошибках, — продолжил отец Тихон. — Сегодня мы в России можем не соглашаться с заявлениями Предстоятеля Грузинской Церкви, с его оценкой ситуации в этом конфликте. И хотя мы, конечно же, понимаем и те условия, в которых он находится, и информационную односторонность в грузинских СМИ, и беспрецедентный напор национально-патриотической риторики, и комплекс унижения, который не может не присутствовать в стране, расплачивающейся за провалившуюся авантюру своего руководства, мы все же ждем, что правда, пусть горькая, но возобладает со временем". Отец Тихон выразил уверенность, что, не смотря на недавний конфликт, "отношения между нашими православными народами очень быстро придут в правильное христианское русло", поскольку потенциал прочности наших взаимоотношений огромен". Отвечая на вопрос журналиста "часто ли в истории Православия Предстоятели Церквей сгибались под давлением власти", отец Тихон начал со встречного вопроса: "Часто ли военачальники для того, чтобы сохранить армию и страну, отступали? Это — стратегия. Но есть и другое отношение к внешнему давлению — предательство. В том числе и предательство веры. Это уже совсем другой вопрос. В русской истории мне вспоминается лишь один глава Церкви — митрополит Исидор, запятнавший свое имя предательством веры. Его изгнали из Руси". Рассуждая о том, как православные народы оказались в противоположных военных лагерях, наместник Сретенского монастыря заметил: "Что тут сказать?.. В православных семьях бывает: близкие родственники ведут себя не по-христиански. Но это не норма...".
|