В то время как православные христиане и копты отмечают праздник Рождества, растут опасения, что недавние нападения на их общины в Ираке и Египте могут стать сигналом к антихристианским кампаниям на Ближнем Востоке. В октябре прошлого года, подъезжая в первому КПП на багдадском мосту Аль-Джадреа, я спросил подвозившего меня из аэропорта таксиста, уменьшилось ли число таких блокпостов: вроде в последнее время нападений боевиков стало меньше. Водитель отрицательно помотал головой и сказал, что КПП стало больше, но работать они стали хуже. "В деле защиты мы полагаемся на Аллаха", - добавил он. Как я узнал позже, многие иракцы выразились бы также. Нападения с использованием глушителей, гранат и поясов со взрывчаткой никогда не прекращались, но все же к захвату храма Церкви спасения Девы Марии в Багдаде во время воскресной мессы 31 октября никто не был готов. Тогда были взяты в заложники десятки человек, а при штурме храма иракскими силами безопасности погибло больше 50 человек. Эта атака на христиан в Ираке была не первой, но одной из самых кровопролитных с момента иностранного вторжения в страну в 2003 году. Политический жест Еще до октябрьского нападения в Багдаде в городе Мосуле, считающимся оплотом арабских националистов-суннитов, перед намеченными на март парламентскими выборами было убито немало христиан; эти атаки, предположительно, были организованы радикальными исламистами. События в Мосуле вынудили тысячи человек бежать к соседний Курдистан. Церковь в Ираке Джихадисты называют христиан продолжателями дела "новых крестоносцев" Мне, родившемуся в католической семье, хорошо понятны тревоги и страхи, навалившиеся на христианские меньшинства. Ответственность за нападение на багдадскую церковь взяла на себя группировка "Исламское государство Ирак", связанная с "Аль-Каидой", но кто стоял за остальными многочисленными нападениями на церкви как в столице Ирака, как и в других городах страны - Киркуке и Мосуле, - так и осталось не выясненным. Христиане стали легкой и привлекательной целью для вооруженных соединений, подобных "Исламскому государству Ирака". И хотя от рук экстремистов страдают не только христиане, нападения на них рассматриваются в более широком международном контексте, в то время как атаки на шиитские общины, к примеру, воспринимаются местном масштабе. Вылазки против иракских христиан - это политический жест, призванный продемонстрировать слабость возглавляемого шиитами правительства и его неспособность защитить граждан. Также боевики стремятся еще больше дестабилизировать обстановку в стране, поставить под угрозу иностранные инвестиции и вынудить христиан бежать. Для привлечения в свои ряды взрывников-самоубийц джихадистам несложно представить христиан как "неверных" и продолжателей дела "новых крестоносцев", вторгшихся в Ирак в 2003 году. Среди мусульман широко распространено мнение, сформулированное политическими исламскими кругами, о несправедливости и о том, что христианский Запад долго наживался на их богатстве и поддерживал коррумпированные и деспотичные режимы. Это чувство недовольства использовалось радикалами для оправдания нападений на тех, кого они называют "инструментами Запада". Не религиозная война - пока Международных аспект нападения на багдадскую церковь в октябре выразился в требовании группировки "Исламское государство Ирак" освободить двух граждан Египта, которые, по мнению боевиков, были похищены и удерживались представителями Египетской коптской церкви. Взрыв в Александрии Взрыв возле церкви в Александрии унес жизни более 20 человек Представители группировки угрожали и напрямую коптам. И без того сложная ситуация обострилась в последние дни - после взрыва у коптского храма в Александрии 1 января этого года, унесшего жизни более 20 человек. Жители Египта в своем большинстве отрицательно относятся к таким злодеяниям, но и среди них есть мусульмане, даже умеренные, считающие, что копты им противостоят и находятся при этом под защитой Запада и США, в частности. Сами копты уверены, что подвергаются дискриминации. То, что происходит в разных частях Ближнего Востока, - это не открытая религиозная война с христианами - по крайней мере, пока. Вместе с тем христиане попали в порочный круг: слишком многие рассматривают их как легкий способ заработать политический капитал. Много лет назад в совершенно других условиях иракцы, египтяне и евреи, сосуществовавшие как части социальной структуры Ближнего Востока, оказались в такой же ситуации на этапе создания Израиля. Большинство евреев заставили тогда уехать из Ирака. Мой отец рассказывал мне, что когда он провожал из Багдада своего друга еврея в начале 1950-х годов, тот мягко намекнул ему на возможность ответных шагов шагах в аналогичной ситуации. С оттенком сарказма он сказал: "За субботой приходит воскресенье".
|