С 16 по 19 октября 2006 г. в греческом городе
Неопрокопион на острове Евбея состоялось XVIII Всеправославное
совещание уполномоченных Поместных Православных Церквей и митрополий
Элладской Православной Церкви по вопросам ересей и парарелигий,
организованный Комитетом Священного Синода Элладской церкви. В форуме
участвовали уполномоченные от Константинопольской, Александрийской,
Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской
Православных Церквей, греческих государственных, церковных и
общественных организаций. Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий направил участникам совещания Приветственное слово, которое зачитал представитель от Русской Православной Церкви игумен Феофан (Лукьянов).
Очередная конференция изучала духовный опыт современных христианских и
нехристианских религиозных движений, сравнивая его с православным.
Делегаты форума приняли итоговый документ (прочитать - pdf),
в котором дали историческую, психологическую и духовную характеристику
различных современных религиозных и парарелигиозных практик, таких как,
спиритизм, мормонизм, неопятидесятничество, гуруизм и др.
С точки зрения христианской философии, современный религиозный опыт
является последствием бурно развивавшегося в Западной Европе XVII-XIX
вв. мировоззренческого течения Просвещения, которое «буквально иссушило
внутреннюю жизнь человека». Результатом такой метафизической революции
стал романтизм и, в конце концов, политические революционные
катаклизмы, которые стали суррогатным решением проблемы духовной
пустоты. Члены современного общества избрали для себя иной «способ
выхода из тупиковых ситуаций - субъективный личный опыт» в форме
«физических упражнений или эзотерически-экстрасенсорной» тренировки.
Однако адепты различных мистических культов и парахристианских сект не
учли, что духовная реальность, в которую в которую может выйти, не
всегда может быть позитивной. Согласно объективным свидетельствам
практикующих различные духовные упражнения, «становится ясно, - что их
боги являются низшими сущностями сверхчувственного мира», и называются
демонами. «Среди лидеров квазихристианского движения мормонов,
-говорится в заявлении, - вождей и членов неопятидесятнических
организаций, практикуется якобы опыт общения со Святым Духом,
сопровождающийся патологическим нечленораздельным криком, выдающийся за
дар глоссолалии; а также другие состояния, напоминающие беснование».
Одной из причин обращения к отрицательному мистическому опыту, и
«опасным магическим и спиритическим феноменам
языческо-идолопоклоннического мира» «является секуляризация,
эгоцентризм и отступление от веры во Христа и церковной жизни», что
также способствовало появлению различных эзотерических движений,
восточных религиозных практик и нового гуруистического культа личности.
Движения подобного плана вербуют людей с психологической
идиосинкразией, т.е. со специфической чувствительностью характера,
характеризующегося внушаемостью и предрасположенностью к экзальтации.
Все это ведет не только к психической патологии отдельной личности, но
и «к многочисленным серьезным проблемам в семье и обществе, которые
главным образом являются сферой христианского воспитания человека».
Ложному казихристианскому и языческому религиозному опыту участники
Совещания противопоставили многовековый «истинный духовный опыт, как
единственно здравый выход из тупиковых ситуаций: а) Дары Святого Духа –
любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание; б) блаженная сладость богопочитания и покаяния,
любовь ко Христу, благодать Святого Духа и вдохновенная благодарность
Спасителю; в) дары, которые преподает Церковь в таинствах Священства,
Евхаристии, и всегда неизменно действующая божественная сила Честного
Креста».
В заключение пастыри Православной Церкви призвали всех членов Церкви (прочитать коммюнике - pdf),
как тела Христова, «принимать в свои нежные объятия каждого заблудшего
и приводить его к пониманию, что Евангелие – это слово спасения во
Христе, самая радостная весть миру, единственное истинное решение
безвыходных ситуаций».
www.orthodoxy.dk
|