Члены Межвузовской Ассоциации молодых историков-филологов обратились с открытым письмом к Президенту В.В. Путину
Письмо с обращением к Президенту России
посвящено ситуации, складывающейся в обществе в связи с введением
предмета «Основы православной культуры» в курс общеобразовательных школ.
Текст обращения приводится ниже.
«Многоуважаемый Владимир Владимирович!
Исследовательский Фонд «Межвузовская ассоциация молодых
историков-филологов» (ИФ МАМИФ) обращается к Вам как к гаранту
Конституции Российской Федерации. Мы глубоко озабочены ситуацией,
складывающейся вокруг преподавания в школах России предмета «Основы
православной культуры» (ОПК).
Наше обращение вызвано очередной волной
неконструктивной критики и обскурантизма со стороны некоторых
чиновников, правозащитников и ряда СМИ в адрес преподавания ОПК. С 1
сентября 2006 года в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской
областях в рамках регионального компонента образовательного стандарта
введено преподавание ОПК. Еще в 11 регионах этот предмет изучается на
факультативной основе. Все решения по введению ОПК в субъектах
Российской Федерации соответствуют Конституции Российской Федерации и
образовательному стандарту, согласованы органами местной власти со
школьниками и их родителями, а также представителями традиционных для
России религиозных конфессий.
Сам факт введения ОПК не является чем-то новым и
малоизвестным. Школьный курс «Основы православной культуры»,
востребованный в современном российском обществе, по инициативе
педагогов и местных органов власти субъектов Российской Федерации
успешно разрабатывается и внедряется в разных регионах России в течение
ряда лет. Еще 22 октября 2002 г. было обнародовано информационное
письмо Министерства образования Российской Федерации № 14-52-876 ин/16
с Приложением примерного содержания образования по учебному предмету
«Основы православной культуры».
Введение ОПК с 1 сентября 2006 года в ряде субъектов
Российской Федерации свидетельствует о расширении образовательного
пространства этой культурологической дисциплины. Это вызвано,
несомненно, наличием социального заказа российского общества и
духовными потребностями нашего народа, а также наличием правовых
аргументаций и учебно-методических оснований для преподавания курса ОПК
в школах России.
В свете всего вышеизложенного вызывает удивление заявление министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко
от 1 сентября 2006 года: «В школах должна преподаваться история мировых
религий: мы должны обучать детей истории всех религий. Наша страна
включает в себя много конфессий, и мы должны быть толерантны». Как нам
представляется, подобными заявлениями федеральный министр грубо
нарушает Конституцию России и законодательство в сфере образования,
которое ограничивает компетенцию подведомственного ему органа
управления в сфере содержания образования федеральным компонентом и,
следовательно, не дает ему права вмешиваться прямо или косвенно в
решения, принимаемые на других уровнях государственного, а также
муниципального управления. К тому же в федеральном компоненте школьного
образования совершенно не упоминается Иисус Христос, хотя имеются имена
Будды, Конфуция, Мухаммеда. Это, на наш взгляд, яркий пример
некомпетентного или нетолерантного отношения федеральных чиновников к
религии, сыгравшей государствообразующую роль в истории нашей страны.
Имеющиеся программы учебного курса ОПК включают в
разделах для основной школы темы, связанные с инославными христианскими
традициями, а для старшей школы — изучение основ древних религий и
конфессиональной картины мира в целом. Это является достаточным
основанием для прекращения дискуссий по поводу альтернативных курсов и
дает возможность систематического и полноценного ознакомления
школьников с религиозной культурой не только Православия, но и других
вероисповеданий.
Как показал опыт изучения ОПК, общая программа
историко-культурологического содержания позволяет успешно решать
проблему сохранения единого образовательного и культурного пространства
России, повышения качества базового образования, духовно-нравственного
и патриотического воспитания, повышения культуры учащихся, успешной
социализации молодежи в отечественной культуре, предупреждения
национальных и религиозных конфликтов. Об этом, видимо, уместно еще раз
напомнить после недавних трагических событий в карельском городе
Кондопога.
В рамках деятельности ИФ МАМИФ третий год функционирует
историко-филологический семинар по вопросам православной культуры, это
— своеобразная лаборатория, где апробируются результаты
научно-методических и педагогических экспериментов в изучении ОПК.
Кроме семинаров и симпозиумов нами были проведены научные конференции,
социологические исследования и опросы. Все данные убедительно
свидетельствуют о культурологическом характере предмета ОПК, о его
положительном влиянии на учащихся, занятия ОПК вызывают глубокий
интерес не только у детей православного вероисповедания, но и у
мусульман, иудеев и даже атеистов. Школьники, изучающие ОПК, открывают
для себя новые горизонты в познании окружающего мира и духовного опыта
предков. Изучение ОПК способствует укреплению межнациональных
отношений, преодолению расовой и религиозной нетерпимости, что особенно
важно в современной ситуации в России.
Многоуважаемый Владимир Владимирович, мы, творческая
молодежь России, всем сердцем и всеми силами души преданные Отечеству,
ревнующие о его настоящем и переживающие о будущем нашей страны, просим
Вас поддержать полезные начинания педагогов и ученых в области
учебно-методического освоения курса ОПК и его изучения в школах России.
Выражая глубокую обеспокоенность в связи с наличием негативного
информационного поля, искусственно сложившегося вокруг проблемы
преподавания «Основ православной культуры» в школах России, мы вместе с
тем, надеемся, что некомпетентность отдельных чиновников и
распространяемые некоторыми СМИ предрассудки и явные подлоги, не станут
препятствием для преподавания «Основ православной культуры» в
Российской Федерации».
http://www.patriarchia.ru/
|