Есть несколько устойчивых мифов о революциях, которые на протяжении поколений живут во всякой радикальной риторике. Первое. Революция якобы ломает перезревшую ситуацию, когда низы не хотят, а верхи не могут. Второе. После нее качественно улучшается власть. Третье. Революция разрешает социально-экономические противоречия (по Марксу, революции – локомотивы истории). И поэтому революции объективны и неизбежны. Последний актуальный миф: бывают революции кровавые, а бывают – мирные, «бархатные». Главный урок нашего Октября и нашей главной революции 1917 года: все это – чудовищное вранье. Итак, по пунктам: 1. В результате революции на самом деле власть качественно ухудшается. Даже если революцию совершают пассионарии, на смену им всегда приходят посредственности и негодяи. 2. Не бывает бескровных революций. Настоящая революция – это всегда террор и предтеча Гражданской войны. «Революция пожирает своих детей», – успел сказать перед казнью Дантон. Еще он успел бросить своим судьям: «Это я приказал учредить ваш подлый трибунал – да простят мне Бог и люди!" Подобные здравые, но запоздалые мысли звучали и через полтора столетия, в разгар не якобинского – сталинского террора. Чем масштабнее уровень революции, тем масштабнее уровень зверства. По сравнению с советской практикой все предыдущие т.н. «преступления кровавого царизма» выглядят просто эрой милосердия. Отец Керенского был, как известно, директором той самой симбирской гимназии, где учился Ульянов-Ленин. Несмотря на серьезные претензии директора Керенского к поведению будущего Ильича, он сделал все, чтобы у того была золотая медаль, наверное, хотел дать юноше «путевку в жизнь». Как же не помочь – жалко мальчишку, папа, уважаемый человек, умер, брата, мерзавца, казнили. На фоне ленинско-сталинского СССР это выглядит форменной фантасмагорией. Золотая медаль – юрфак университета... Мне даже страшно представить, что было бы с братом любого поднявшего руку на генсека. Сгноили бы в ГУЛАГе всех родственников до шестого колена. 3. В результате революции люди всегда живут не лучше, а хуже. Любой – красной, оранжевой, розовой, малиновой в крапинку. Сравнительный уровень потребления квалифицированного рабочего Путиловского завода в приснопамятном 1913 году только в сладком сне мог присниться советскому работяге. Если тот, конечно, не был Стахановым или – по разнарядке – депутатом Верховного Совета. Дальнейшие аналогии можете приводить сами. 4. Революция происходит только там и только тогда, где и когда консервативная (не обязательно – правящая) элита расколота. Просто невероятно, какое число умных, искренне любящих Россию людей в роковом 17-м, не слушая, не слыша друг друга, тянули страну в разные стороны. Как взбесившиеся Лебедь, Рак и Щука, разорвали они карету Российской империи на мелкие клочки. Большевики же, напротив, пока не уничтожили всех противников, держались сплоченной, монолитной группой. 5. Революция ведет к нравственной деградации общества. Революция – это утрата традиционных ценностей, ориентиров, веры, религиозных, моральных «тормозов» в поведении. Человек теряет веру в Бога, а «если Бога нет, значит все дозволено». И наоборот – если им, вождям, все дозволено и все с рук сходит – значит, точно Бога нет? 6. В ходе революции и особенно после – гибнут лучшие люди, по мере ее «триумфального шествия» идет обратный генетический отбор. Первая мировая, Гражданская, голод, классовый и сословный террор, массовая эмиграция, «профессорские пароходы», голод 1930-х, раскулачивание и расказачивание, репрессии и «сталинские чистки», Вторая мировая... То, что Россия после всех этих многоуровневых зачисток, теряя самых активных, образованных, неравнодушных, еще как-то выжила, свидетельствует о каком-то нечеловеческом генетическом потенциале ее народа. Итак, главных уроков мы насчитали шесть, а выводов позвольте сделать два. 1. Все революции вредны. Какими бы благими целями ни руководствовались их творцы, история не знает ни одной, что принесла бы пользу. 2. Все революции несправедливы. В результате страдает народ, а выигрывают только революционные вожди. Да и то... История ведь всегда вершит свой суд. Может, и медленно, но верно. Вот об этом стоит помнить идеологам любых революций. В 37-м году словно Божий гнев излился на часть организаторов революции. «Старые большевики» не могли понять – за что? Самое страшное наказание – непонятное, беспричинное... Мы же в одной банде, подельники... Чем Ворошилов лучше травившего крестьян газами Тухачевского? Чем Берия лучше Ягоды и Ежова? Калинин – Каменева и Зиновьева? Приговоренные каялись и взывали к Сталину как главарю банды – требовали суда «по понятиям»... Может, не к тому Суду взывали? Но и те из «вождей», кто пережил репрессии, все равно будут прокляты вовек – следующими поколениями. Да, именно это надо помнить тем, кто рвется в вожди любых революций, хоть березовых, хоть осиновых, – победителей в них нет. Зато всегда есть проигравшие. Проигрывает всегда народ. Народ, именем которого и «для которого» революции делаются. Владимир Мединский, доктор политических наук, депутат Гос.Думы России.