Вторник, 26.11.2024, 16:55
 
Вы вошли как "дорогой гость"
Начало Регистрация Вход
Меню сайта

Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан.14:6)
Ссылки


Наш опрос
Как Вы узнали о нашем сайте?

Всего ответов: 361
Поиск

в православном интернете
ИСКОМОЕ.ru

по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » О Вере

Роль семьи в духовно-нравственном становлении ребенка как личности
Все у нас должно быть второстепенно в сравнении
с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать
их в наказании и научении Господнем.
Свт. Иоанн Златоуст
С введением в школьную программу «Основ православной культуры» (далее ОПК) не прекращаются споры о пользе и «опасности» данного предмета. Все словно проснулись от векового сна и, еще не умывшись и не очистив духовные очи, ринулись кулаками отстаивать одни — «демократические завоевания» последних лет, другие — попранную традицию и заветы отцов. В обозначенном контексте образование престает быть для нас просто приобретением знаний в одной или нескольких областях, но обретает совершенно новый глубокий духовный смысл, который зависит от смысла человеческой жизни и ее главных целей. И преподавание ОПК играет в этом не последнюю роль, так как в последнее время школа как социальный институт претерпела существенную трансформацию в понимании своих целей и задач, которые все больше сводятся только лишь к формированию у детей высокого уровня образования. Вспоминаются слова Рене Декарта: «Ум ненасытного любознайки болен более, чем тело больного водянкой».
Печальный факт, но с разрушением официальной государственной идеологии школа сегодня перестала быть воспитательным учреждением. А семейный институт оказался неготовым всецело принять на себя эту функцию формирование гармоничной высоконравственной духовно богатой личности ребенка.
Не следует забывать, что традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Авторитет родителей в сознании ребенка заложен самим Богом, и, согласно пятой заповеди, является залогом «счастья и долголетия на Земле».
В то же время семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком, учителей с учениками. Родителям, как и учителям, ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, и в более старшем возрасте оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим своих детей, подкреплялось конкретными примерами, чтобы они видели, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему о нравственности, сами того не замечая, отступают от этих правил, все воспитание может пойти насмарку.) Семья должна быть носителем культуры и традиций. Одной из главных задач курса ОПК мы видим как раз в формировании (возрождении) утраченной национальной культуры, которая бы в свою очередь опиралась на прочную многовековую традицию. К сожалению, ни государство, ни школа её не сохранили. Церковь — это единственный институт, где традиция не только сохранилась, но живет и развивается. Поэтому в идеале преподавать ОПК должны люди, для которых категории православной культуры являются частью их бытия, — т.е. глубоко церковные личности, способные вложить в сердца начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще формировали бы свое общее духовное, а отчасти и душевно-умственное восприятие мира сквозь призму абсолютной истины, коей по слову апостола и является Церковь Христова.
Мы должны помнить, что без участия семьи (особенно родителей) усилия учителя в формировании основ нравственности и морали в личности ребенка могут оказаться тщетными. Но пусть ни на кого, кроме себя, не сетуют родители, если по их невниманию маленький росток вырастет бесплодной смоковницей. Не услышат ли они тогда тот грозный глагол Божий, который пророк Самуил возвестил первосвященнику Илию за небрежение воспитанием сыновей: «Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его не чествуют, и не обуздывал их; и по тому клянусь дому Илия, что вина дома Илиева, не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными во век» (1 Цар. 3:13-14)?

Диакон Николай Лузанов

Категория: О Вере | Просмотров: 1331 | Добавил: Жукабра | Дата:
Всего комментариев: 1
1 Жукабра   (19.11.2007 11:21) [Материал]
Немного пояснений...

Эту статью для городской газеты написал диакон нашего храма, о. Николай Лузанов, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета и также преподаватель Основ Православной Культуры в физико-математическом лицее нашего города.

С его разрешения эту статью добавила сюда.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск статей
Категории
О Вере [20]
О человеке [40]
О Церкви [8]
О Церковной жизни [18]
О богослужении [2]
О духовной жизни [20]
В защиту Веры [7]
Богословие [11]
Праздники [14]
Отечество [13]
Люди [7]
Для детей [3]
Проповедь [6]
Читальня [5]
Другое [18]
Форум
Активные темы:

Последние статьи
Кто на сайте
Всего: 9
Скоромимоходящие: 9
Пользователи: 0


Активность
за последние 15 мин.


Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Детский фотограф, портретная фотография, интерьерная фотосъемка