Щеголева Надежда ЗА ДРУГИ СВОЯ В память об апостолах Павле и Варнаве Судя по тому, что в который раз на проповеди звучат слова о том, чтобы мы были, как можно взаимно внимательны, не ждали, пока попросят о помощи, а самим спешить оказать ее, подставлять руку, быть опорой, мы что-то не делаем в своей жизни по отношению друг к другу. Мы знаем друг друга (те, которые стоят почти все службы в нашем храме) в лицо, но мало кого мы знаем по имени. Мы не знаем, чем дышит каждый из нас, что у него на душе, что за мысли бродят в голове. Мы видим только то, что на поверхности, судим по внешнему виду: кашляет, значит, простыл; хромает, значит, или ногу сломал, или уже в таком почтенном возрасте, что можно только позавидовать белой завистью, что вот в таком возрасте, пусть с палкой, но человек приходит в дом Божий; а если кого долго нет, мы это тоже замечаем, спрашиваем друг друга: а где же та женщина, ну как там ее звать, не знаю, ну вот она вот так выглядит, вот там стояла? И вдруг слышишь в ответ, что человек сильно болеет, так, что и идти уже не может; другая уже умерла, просила молиться за нее. Да любите друг друга. Так говорил Господь. Конечно, тяжело любить человека, которого мы даже не знаем, как зовут, но можно быть ласковым, терпимым, спросить, чем помочь – хотя бы для начала. А если мы реально помочь не можем, нет сил, например, ведь силенки-то у всех разные, то можно попробовать помолиться об этом человеке. Опять же, какие мы молитвенники? Но ведь можно же попробовать. Не обязательно молиться за неизвестного человека. Можно начать с друзей. А раз молитва рассеянная, то можно заказать заказную записку. Много ли мы пишем своих друзей в записках? Как правило, мы пишем родных, а на друзей денег не хватает. Но можно надеяться, что наши родные не обидятся, если мы один раз напишем не их, а своих друзей. Или мы не уверены в том, что наши друзья – настоящие, не подведут? Может, попробуем? Жили давно, очень давно, два юноши, учившиеся у учителя Гамалиила. Звали их Иосиф и Савл. Оба они усердно занимались. Иосиф ежедневно ходил в храм Соломонов и с усердием молился Богу. Иосиф старался проводить жизнь свою в воздержании, избегал ненужных знакомств, желая соблюсти в чистоте свое девство. Савл также внимал со вниманием учителям своим, но в результате присоединился к партии фарисеев, будущих ярых ненавистников Иисуса. И если Иосиф впоследствии, когда Иисус вышел на проповедь, присоединился к Спасителю, то Савл стал гонителем христиан. Иисус, читая в сердцах, благословил Иосифа следовать за Ним, и тот стал одним из семидесяти апостолов, посланных Иисусом на проповедь, по имени Варнава. Варнава – сын утешения. Так назвали Иосифа его друзья-апостолы, так как он смиренно утешал своей проповедью о пришедшем в мир Мессии тех людей, которые с нетерпением ждали пришествия Мессии. Если братья Зеведеевы были прозваны сынами громовыми, так как их проповедь должна была прозвучать как гром небесный, то Варнава был утешителем, ибо его апостольские труды должны были приносить только радость тем, кого избрал Сам Господь… После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, все апостолы жили вместе в Иерусалиме, а Варнава продал свое имение, доставшееся ему от родителей. Принес деньги к ногам апостолов, желая богатеть в Бога, а не в себя. При этом Варнава пытался обратить на верный путь друга своего Савла. Он часто вел споры с ним о Господе, прилагал все свои усилия, чтобы обратить Савла к святой вере. Но к его сожалению Савл оказался усердным ревнителем отеческих преданий, посмеивался над Варнавой, считал его человеком обольщенным, говорил хульные слова и на Господа Иисуса Христа, называя Его сыном плотника, человеком простого звания, преданным позорной смерти. Савл ненавидел апостолов и не хотел ничего слушать о Христе, издевался над Варнавой. В довершение ко всем своим мерзким словам он добавил и то, что стал хладнокровным свидетелем убийства родственника своего – первомученика Стефана. Он не только не сожалел о родной ему крови, невинно проливаемой, но и одобрял убийство и сторожил одежды иудеев, побивавших Стефана камнями. Испросив разрешение у старейшин, Савл с неистовством стал преследовать христиан, он без церемоний врывался в дома, влача мужчин и женщин в темницы. Святой Варнава же, зная это, усердно молился о друге своем Богу, оплакивал его поступки. Воздевая руки свои к небу, Варнава просил Бога просветить душевные очи Савла, чтобы тот познал Истину. Ему очень хотелось иметь Савла другом и на духовном поприще, подобно тому как они были друзьями в училище Гамалииловом. Молитвы Варнавы были не напрасны, слезы горячие тронули сердце Господа. Настал такой момент, когда Бог призвал Савла на Свое служение, и превратился хищный волк в смиренную овцу, хулитель имени Божия стал прославлять Иисуса Христа, бывший гонитель преобразился в защитника Церкви Христовой. По крещении своем, Савл, ставший Павлом, отправился на проповедь об Иисусе, говоря, что это Он и есть Сын Божий. Но не все сразу поверили в духовное преображение Савла, его боялись, не доверяли, когда он пытался прилепиться к ученикам Христовым в Иерусалиме, после своего знаменательного путешествия в Дамаск, перевернувшего все его существование, всю его жизнь. Варнава спросил его: “Доколе, о Савл, будешь ты хулителем великого имени Иисуса Христа и гонителем верных рабов Его? До каких пор будешь противиться страшному таинству, издревле предвозвещенному пророками, в настоящее время сбывшемуся ради спасения нашего?”. Савл устыдился своих прежних слов, поступков, мыслей, припав к ногам Варнавы, со слезами раскаяния произнес: “Прости меня, учитель правды, Варнава! Теперь я понял, что все, сказанное тобой мне о Христе, - истина. Того, Кого я ранее хулил, называя сыном плотника, Того Самого исповедую ныне Сыном Божиим, Единородным, соприсносущным Отцу, ставшему совершенным человеком, родившись от Пресвятой Девы Марии, приняв вольные страдания и крест. Верую, что Он воскрес на третий день, явился вам, ученикам Своим, Он вознесся на небо, сидит по правую сторону Бога Отца, Он придет снова в славе Своей судить живых и мертвых, Царствию Его не будет конца”. Варнава, слыша такие слова, очень удивился бывшему гонителю Христа, плача от радости, обнимая Савла, апостол произнес: “Кто научил тебя, Савл, таким богодухновенным словам, кто научил говорить их? Кто убедил тебя исповедывать Иисуса Назарянина Сыном Божиим? Откуда ты научился такому совершенному познанию догматов божественных?”. Савл, тоже со слезами, с сердцем сокрушенным, отвечал, что Сам Бог призвал его, когда тот держал путь в Дамаск, и в подробностях рассказал все, что с ним случилось. Тогда Варнава взял друга своего, теперь уже и на духовной ниве, привел к апостолам: “Вот тот, кто был хулителем имени Божия, кто преследовал нас, кто был ранее нашим врагом, теперь он нам друг и соработник в винограде Хритсовом. Представляю вам кроткого агнца Божия, который уже не свирепый зверь”. Апостолы дивились рассказу Савла о его приключениях, возрадовались за него и прославили Бога. А Варнава и Павел далее трудились некоторое время вместе, обращая души человеческие ко Христу. Долгими плодотворными были пути апостолов, они верой и правдой служили имени Божию, открывая людям истину. Но конец у них был один – мученический. Павлу, как гражданину римскому, усекли голову, по преданию в один день, но с разницей в несколько лет, с апостолм Петром, потому и память их совершается в один день – 29 июня (ст. ст.) около 67 г. Немного ранее, до гибели Павла, на костре был сожжен апостол Варнава. Когда позже на пепелище пришел апостол Марк, сопровождавший в то время Варнаву, увидел тело апостола совершенно невре-димым. Он похоронил его в одной из пещер Кипра, положив ему на грудь Евангелие от Матфея, которое он сам написал своей рукой. Произошло это по преданию около 62 г. 11 июня (ст. ст.)… Можно много привести примеров, когда друг молиться о друге, молиться усердно, со слезами, и происходит чудо, Бог слышит нас и удовлетворяет нашим мольбам, помочь другому, спасти его. Все ли мы сможем, как Варнава молиться о друге, который явно пропадает, или ему тяжко, он болеет, или на работе не лады. Умеем ли мы тихо, тайно, не напоказ, замолвить словечко перед Богом за друзей? И потом не приписывать результат себе? Давайте же узнавать имена друг друга, узнавать, чем живет рядом стоящий, давайте помолимся друг о друге, Господь да услышит наши слова. Ведь если мы научимся молиться о друзьях своих, тогда нам ничего не будет стоить помолиться и о врагах наших, которых Господь тоже призывал и любить, и благословлять, и молиться о них. Именно так: научимся молиться о близких, сумеем и о дальних, плохих, врагах, но тоже Божиих созданиях, а вдруг да поможет наша капелька молитвы сердечной. Так давайте же соединим свои молитвы в одну, поможем и будем любить друг друга!
надежда
|