|
Священномученик Сергий Мечев |
Священномученик Сергий Мечев (1892–1941), сын известного московского священника святого блаженного Алексия Московского, окончил
историко-филологическое отделение Московского университета. В 1919 г .
был рукоположен в иерея. После кончины о. Алексия был настоятелем храма
на Маросейке. В 1929 г . арестован и выслан из Москвы. Погиб в
заключении в 1941 г . Прославлен в лике святых в 2000 году.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Спросили святого авву Исаию: "Что есть
покаяние?" Он отвечал: путей два. Один путь жизни, другой - смерти.
Идущий по одному, не ступает по другому. Ступающий же по обоим не
зачислен еще ни на одном - ни на том, что в царство ведет, ни на том,
что в ад низводит.
Вот и в нашей жизни есть два пути. Один путь
греха, смерти, другой - путь жизни. А все мы, грешные, идем то по
одному, то по другому пути. Но все же мы должны исправлять свою жизнь и
стремиться идти все более и более но пути жизни, тогда мы будем
исполнять завет свой с Богом. Вчера я говорил, что завет Бог творит со
всеми. Когда мы сегодня служили Литургию и священнослужитель произносил
слова Тайной Вечери: "приимите, ядите..." и "пейте от Нея вси", это
значит, что завет Бога с человеком дан для всех, а с другой стороны,
каждый должен отдельно, индивидуально вступить в этот завет с Богом.
Без этого условия для людей нет исполнения завета Бога с человеком.
У нас, родные, по-мирски просто. Говорят:
"Давайте запишемся и ту или иную группу или союз и получим сразу все
права". Но по-духовному дело обстоит иначе: там "званые" все, но
"избранные" только те, которые отдельно заключили завет с Богом. У нас
получается, что со стороны Бога мы все признаны в Его завет - Он открыл
его для всех. Со стороны же людей может войти только тот, кто на
жертвеннике своей души принес Ему слезы и покаяние и вступил в тайный
завет с Богом. Мы все соединены друг с другом Новым Заветом, мы -
"верные", а самое главное, что каждый из нас в отдельности соединен с
Богом. Тогда получается, что мы воистину можем тяготы друг друга
носить, и наши отношения друг к другу меняются. Ведь кто живет в
покаянии, тот будет желать избавиться от смерти - от пути греха, и все
его помыслы, вся его воля будут направлены на выполнение завета. Если у
меня будут те или иные скорби, насмешки и т. д., то я их буду
переносить так, как переносил их пророк Давид, находясь в образе
покаяния. Он считал, что Господь посылает людей, которые его смиряют за
грехи. Это значит, что он умел по-настоящему принимать скорби.
Существует огромная разница между судом Божиим
и человеческим. Мы начинаем говорить: "Вот он такой-то и такой-то" и т.
д., а ведь неизвестно, в каком отношении находится этот человек с
Богом. Вот пророку Ионе было открыто, чтобы он шел в Ниневию, говорил
людям о ее разрушении, а он, по-видимому, чувствовал, что ниневитяне
покаются, и не пошел, чтобы после над ним не смеялись: "пророк, а
ошибся". Он бежал от Господа в Фарсис, и за это был выброшен в море во
время бури. После спасения Господь опять послал его в Ниневию. Это был
большой город, на три дня ходьбы. Иона ходил по городу, сколько можно
было пройти в день, и говорил: "Еще три дня, и Ниневия будет
разрушена". Это были слова не самого пророка, а слова Божий, и
ниневитяне поверили Богу, оделись во вретище, объявили пост. Эти слова
достигли и до царя. Он встал с престола своего, оделся во вретище и
стал каяться и призвал свой народ к покаянию и посту, и наложил его
даже на скот, чтобы Господь пощадил Ниневию.
И вот вопияли ко Господу о спасении. Господь не навел на них бедствия,
простил их, когда увидел, что люди почувствовали скверну своей жизни, с
великим сокрушением начали совершать таинство покаяния и заключили
тайный завет с Богом. Иона же сильно огорчился этим и был раздражен,
ибо он знал, какого беззакония достиг город, знал, что его уже нельзя
было более терпеть,- и вдруг этот заключенный ниневитянами завет
пересилил, Бог отменил свое решение: "...О, Господи, не это ли я
говорил? Потому-то я и бежал в Фарсис, что Ты Бог благой и милосердный.
И ныне возьми, Господи, душу мою - мне лучше умереть". Вот это пример
человеческого суда. Иона говорит: "Зачем Ты меня посылал, если знал,
что так сделаешь?" И все превозносящие себя праведники огорчаются, если
не видят наказания грешника. Они чувствуют, что они что-то сделали для
Господа. Вот Отец пожалел блудного сына, а брат этим огорчился. Вот вам
суд Божий и суд человеческий. А мы зачастую поступаем как Иона, и еще
хуже, так как Иона был праведник и исполнял закон Божий, а у нас нет
его праведности.
Иона вышел после этого из города и стал ждать,
что будет с городом. Он надеялся, что, может быть, еще будет так, как
он хотел. Но Господь вразумил его. Иона очень страдал от зноя, и
Господь повелел вырасти над его головой в одну ночь растению, чтобы оно
давало ему тень. Иона очень обрадовался. Но Господь устроил так, что на
другой день растение засохло, и солнце по-прежнему стало налить голову
Ионе. Он изнемог, ему стало жаль растение, и он просил смерти у Бога.
Тогда Господь спросил его:
"Неужели ты так сильно огорчился за растение?
Ведь ты над ним не трудился и не растил его. Мне ли не пожалеть
Ниневию, великого города?" Так Господь смирил Иону.
Вот, родные, суд Божий и суд человеческий.
Потому мы и не можем судить никого, что не знаем, в каких отношениях
находится каждый человек в своем завете с Богом. Еще ничего не значит,
что мы верные и внешне входим в Таинства. Вспомним Офни и Финееса,
вспомним и Иуду. Господь и самый последний момент, на Тайной Вечери
напитал его Своим телом и Кровью, а он заключил завет с диаволом.
Давайте подумаем, заключили ли мы свой завет с
Богом? А кто знает, какую кто жизнь ведет с Богом втайне. Не будем и
судить никого, а будем помнить, что есть два пути: путь жизни и путь
смерти. Кто идет тем и другим путем, неизвестно как кончит. Вот о
Ниневии было сказано, что она погибнет, а она покаялась, и Господь
помиловал ее. Нам вот нужно отказаться от греха и стараться идти путем
жизни. В жизни есть два типа людей. Одни живут во грехе и лишь иногда
ступают на путь жизни. Они иногда придут в церковь, иногда дома
помолятся. Это никак не годится. Но есть люди, идущие по пути жизни, но
падающие. Если они каются, то недалеки они от Царства Небесного. А мы в
большинстве случаев не разбираемся и в своих поступках и пытаемся идти
сразу по обоим путям, но вспомним слова аввы Исайи: "ступающий по обоим
(путям) еще не зачислен ни на одном". Это значит - нельзя сказать, в
аду он или в раю, и суд принадлежит Господу. Если такой человек
скончается, то в смысле осуждения это дело Божие.
Итак, завет Божий дан для всех, но пользуется
им только тот, кто устроил у себя в душе жертвенник, на котором
постоянно, а не в какой-либо момент, совершает он службу покаяния. Вот
каков путь христианина, и если мы по этому пути пойдем, то нам
по-настоящему откроются все Таинства. Нами не использовано Таинство
Крещения, полученное в младенчестве, так как оно предполагает покаяние.
Также не использованы нами и другие Таинства. Было бы очень хорошо,
если бы мы каждый день думали и вспоминали: "А как мы исполняем свой
завет с Богом?" Тогда мы недалеки будем от Царства Божия. А если будем
осуждать других, то и судьбы Божии будут нам казаться несправедливыми.
Обратите ваше внимание на это. И, дай Господи,
если кто-нибудь из вас по-настоящему заключил завет с Господом нашим
Иисусом Христом, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки
веков. Аминь.
Священномученик Сергий Мечев
|