"Страсть" - означает страдание. Страсти греховные по учению святых отцов - это не нечто присущее человеческой природе, а привнесенное из вне. То есть греховная страсть есть повреждение, искажение человеческой природы в результате грехопадения и отпадения от благодати Божией. Человек создан Богом как существо не только разумное, мыслящее, но и чувстующее. Например, мы способны испытывать жалость или как она еще называкется - сострадание. И это действительно сострадание, т.е. страсть, но страсть чистая. Человек до грехопадения имел страсти чистые, не искаженные. Грехопадение повредило нашу природу и исказило наши чувства. Человек заболел. Три главные болезни, которые приобрел человек суть самолюбие, сребролюбие и сластолюбие. В них заключаются все остальные страсти как разновидновти этих трех - гордость, самомнение, эгоизм, жадность, зависть, лень, чревоугодие, блуд и прочие. Все чувства поражены недугом. Наши чувства приобрели искаженное направление. Наше дело - с помощью Божией, очиститься от этих страстей. Но очиститься от страстей не значит совершенно подавить в себе все чувсва и желания, как понимается это, например, в индуизме или буддизме, а вылечить, исцелить их от этих повреждений. То есть задача заключается не в угнетении страстей, а в преображении их, приведении в состояние бесстрастия. Бесстратие есть свобода от греховных страстей, а не от страстей вообще. И Христос имел страсти, присущие человеческой природе, но Его страсти - безгрешные. Он плакал, когда умер Лазарь, он гневался, выгоняя торговцев из храма (и еще как гневался!), как человек в Гефсиманском саду Он испытывал страх перед грядущими страданиями и даже просил Отца мимо пронести чашу сию. Из этого видно, что бесстрастные страсти - это чистые, здоровые человеческие чувства. Иными словами - чистое сердце. А имеющие чистое сердце блаженны, яко тии Бога узрят, по слову Господа. Вот это и есть блаженство бесстрастия. |