Сайт     Статьи     Фото     Библиотека     Регистрация     Вход Православный форум 'Братия и сестры'

[ Новые сообщения · Правила форума · ] Текущая дата: Пятница, 03.05.2024, 14:24
Вы вошли как дорогой гость

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Матф.22:37-39)



Братия и сестры, кто может и хочет помолиться о воинах Новороссии.

Эта молитва читалась в храмах во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов:

Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един. Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Помози нам, Боже Спасителю наш, и избави нас, славы ради имене Твоего, и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людем Израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте, и упование, и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия: возстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имене Твоем победити; а имже судил еси положити на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Далее текст взят у summer56

I


О нашей молитве по соглашению.

Монахи Святой Горы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные братия и сестры во Христе Иисусе, молившиеся вместе нами весь этот год "по соглашению" за воинов Новороссии и за весь страждущий и гонимый русский народ, - мир вам и Божие благословение со Святой Горы Афонской.

Друзья, как мы с вами видим, ситуация в настоящий момент сложилась двойственная, неопределенная, "подвисшая". Слава Богу и святым его, безжалостный враг наш был остановлен и отчасти отброшен от русских городов Донбасса: Луганска, Донецка, Снежного, Дебальцево, Новоазовска... от больших и малых сел и казачьих станиц. Посланные киевскими милитаристами войска и наемники не смогли "навалом" одолеть нас, стереть в порошок, выжечь каленым железом, как бы им этого ни хотелось, и это несомненно - наша большая общая Победа, значение которой невозможно умалить.

К сожалению, эта Победа далась большой кровью. Свыше десяти тысяч защитников Донбасса и мирных жителей заплатили самую дорогую цену за право жить на своей земле, обильно политой кровью и потом их отцов и дедов. В жестоких боях погибли, часто геройски, самые лучшие из нас, самые отзывчивые, самые добрые люди. А сколько раненых, сколько искалеченных! Сколько людей лишилось родного жилища и любимой работы, сколько "пропало без вести" - стали жертвами военных преступников, карателей, насильников и мародеров! Скольких настигла преждевременная смерть от горя, болезней, недоедания! К сожалению, больше всего пострадали самые слабые, самые беззащитные из нас: старики-пенсионеры, дети, молодые девушки, инвалиды и просто больные люди, сироты, бездомные...

Возлюбленные, некоторые люди, не прочувствовавшие всей остроты ситуации, упрекали нас в том, что мы "благословляем братоубийственную войну". Нет, - отвечаем мы им. - Но войну оборонительную, войну русского народа за свое святое право жить так, как он жил веками на своей, русской, земле в своих, русских, городах и станицах, за право говорить на своем, русском, языке, исповедовать свою, "русскую", веру, изучать свою, русскую, историю, читать русских поэтов и писателей, чтить русских воинов-победителей. Мы полагаем, что достоин всякого благословения русский, как и любой другой, народ, отстаивающий свою собственную идентичность, свою само-бытность, свой "цивилизационный код", перед лицом иноземных захватчиков-интервентов (а речь сегодня идет об интервенции уже не только ментальной, но и физической). Сами бойцы говорят так: "Террористы и сепаратисты объявили нас террористами и сепаратистами. Нас мучают и убивают, лишь за то, что мы думаем иначе. Пусть они прекратят убивать нас, бомбить наши дома и угрожать нашим семьям, чтобы мы могли вернуться к мирной жизни".

Возлюбленные, мы вместе с вами молились, вместе следили за развитием событий. К сожалению, первые успехи наших воинов в отражении вражеского натиска развить не удалось. К нашей великой боли, контрнаступление было остановлено сильными мiра сего; лидерам народного восстания были навязаны невыгодные договоренности. Далее мы с вами были свидетелями целого ряда подлых предательств в нашем тылу: убийств, арестов, отстранения от командования главных действующих лиц донецкого ополчения - всех тех, кто не побоялся встать в первые ряды народного сопротивления преступному нацистскому режиму. К сожалению, сегодня нет в числе командующих И. Стрелкова, И. Безлера, В. Болотова, С. Петровского... были подло убиты из засады А. Беднов, В. Пинежанин, Е. Ищенко... Вечная память во Христе им и всем павшим воинам!

Увы, в настоящее время положение вещей только ухудшается. Ополчение по всей линии фронта подвергается постоянным артобстрелам без права на адекватный ответ. В некоторых частях падает боевой дух и дисциплина, происходит моральное разложение. Кроме того, по-прежнему продолжают страдать мирные жители. Виной этому не только безнаказанно проводимый карательными войсками артиллерийский терроризм (!), но и экономическая блокада Донбасса. Введенная преступным русофобским режимом, эта блокада во многом поддерживается и с другой стороны - вроде бы дружественной русскому народу Российской Федерации, - что не может не вызывать по меньшей мере недоумение...

Сегодня русские люди в русских же городах: Мариуполе, Одессе, Николаеве, Запорожье, Днепропетровске, Харькове и многих других - подвергаются репрессиям, в том числе тюремному заключению, избиениям и пыткам за инакомыслие, за любую попытку отстоять или даже просто как-то выразить свою русскость! Насильственная "украинизация" касается всех возрастов - от взрослых до самых маленьких. После распада нашей большой Родины прошло лишь двадцать с небольшим лет. Но за столь короткий срок мы с вами стали невольными свидетелями небывалого психологического и физического давления, которому подверглись русские люди, еще в начале девяностых годов прошлого века проживавшие на территории УССР, и вдруг оказавшиеся подданными "Незалежной Украины". Правительство этого новорожденного государства решило сделать ставку на национализм самого крайнего русофобского толка, идейная база которого разрабатывалась в специальных "украинских" центрах в Австро-Венгрии, США и Германии на протяжении всего XX века. И как мы увидели, для многих граждан этого нового образования платой за относительно комфортную жизнь и рост по служебной "лестнице" стал отказ от русской идентичности и переоблачение в "украинца" (так же и в других бывших советских окраинах откуда ни возьмись появились принципиально не-русские "прибалты", "белорусы" и т. д.), а закончилось все это - как, очевидно, и планировалось "социальными инженерами" - нынешней трагедией, братоубийственной войной и разрухой.

Оговоримся, что, допуская наименование "украинцы" для жителей исторической Малороссии - бывших окраинных земель Российской Империи (но не для жителей Слобожанщины или Донбасса), мы никак не можем согласиться с "украинством" как ложной идентичностью, искусно созданной западными политтехнологами "конфигурацией" из либеральных идеологем и псевдоисторических фантазий (где за основу были взяты домыслы Грушевского), - созданной с одной-единственной целью: выделения из части малороссов и великороссов, а также галичан, некой новой "политической нации", совершенно чуждой и даже враждебной русскому народу, русскому духу, русской идентичности, русской вере. Тем более, мы не можем примириться с идеями украинского фашизма (основным идеологом которого явился небезызвестный Донцов). Мы с прискорбием наблюдаем, как в лоне самой Русской Церкви на Украине (УПЦ МП) набирают силу центробежные тенденции и как некоторые "украинствуюшие" пастыри призывают и здесь к отделению и "самостийности" (по-своему они правы, ведь "украинство" никак не сочетается с Православием, и самые первые сознательные "украинцы", преклоняясь перед Ватиканом и папой, решительно отвергали православную "русскую" веру, называя ее "москальской"). Эти "ревнители" совершенно не помнят или не хотят помнить о том, как из православного сербского народа аналогичным образом - при непосредственном участии Ватикана - были выделены "хорваты", и о том, что за этим последовало: кровопролитных междоусобицах, продолжавшихся из века в век, вплоть до наших дней! Естественно, представители униатской "церкви" и последователи секты Денисенко в своем "украинстве" заходят еще дальше, и некоторые их заявления носят уже откровенно фашистский характер... Итак, мы видим, как безбожный еретический Запад в который раз, преступая наши границы, ругается над нашими святынями. А наши главные святыни - это не столько храмы и памятники, сколько людские души, за которые идет невидимая брань с силами тьмы.

Возлюбленные, на фоне разыгравшейся трагедии нас глубоко опечаливает позорное бездействие тех, кто, по идее, должен был бы оберегать и защищать русских людей, всех и каждого в отдельности, где бы они не находились. Назовем вещи своими именами: правительство РФ совершило предательство интересов нашего народа, пойдя на ряд преступных компромиссов с захватившими с помощью незаконных вооруженных формирований власть "майдановцами". После некоторых колебаний оно объявило вчерашних воров и рэкетиров, а сегодняшних убийц, мародеров, мучителей русских людей и хулителей России - своими "партнерами", а созданный ими карательный экспедиционный корпус - нейтрально, "силовиками". Причины этого предательства, увы, ни для кого не являются тайной: экономические интересы РФ и ее крупнейших корпораций были поставлены выше всех остальных интересов... Мы видим, что обещания помощи и защиты нашим соотечественникам, находящимся по ту сторону проведенных чьей-то безжалостной рукой границ, оказались лишь обещаниями: проект, предполагавший создание русской государственности на землях Западной Руси, был "заморожен", а миллионы русских на территории абсолютно враждебного им государства "Украины", по сути, - оставлены "на съедение" местным манкуртам-националистам, иванам, не помнящим родства, но кипящим звериной ненавистью ко всему "русскому"..

Мы видим теперь, что это преступное и позорное соглашательство, однако же, не достигло цели (что, впрочем, было известно заранее). Подавление всякого инакомыслия, включая запугивание, многочисленные аресты и настоящие зверства по отношению к мирному русскому населению, продолжаются, агрессия "украинства" ничуть не ослабевает. Украинский милитаризм только набирает обороты, неофашистское государство собирается с силами, закупает новую военную технику, привлекает новых ландскнехтов... Возлюбленные, необъявленная война идет полным ходом, и нам с вами ни в коем случае нельзя расслабляться: так или иначе, она касается или коснется каждого из нас. Особенно собранными, отмобилизованными следует быть жителям Донбасса - русской Украины: слишком многому научил всех нас печальный пример уничтожения Украины сербской, по сути, тем же самым стародавним и непримиримым нашим противником. Так же, как среди хорватов, с неописуемой жестокостью "зачистивших" сербское население "Краины", основную ударную силу составили прямые потомки и духовные наследники фашистов-усташей, так и сегодня уже против русских украинцев воюют прямые потомки и наследники духовных братьев усташей, "бандеровцев" (УПА). Тех самых "украинских патриотов", устроивших в 1943 году жесточайший геноцид польского населения Украины, жертвами которого стали более ста тысяч мирных жителей (в том числе не менее 75 православных священников-"москвофилов"), печально известную "волынскую резню".

Друзья, разве можем мы в таких условиях оставить нашу молитву? Ответ может быть только одним: Нет - напротив, ее необходимо усугубить. В нашей коленопреклоненной молитве нуждаются все русские воины, на передней линии фронта и в тылу: танкисты и артиллеристы, разведчики и корректировщики огня, зенитчики, саперы и связисты, врачи и медсестры, водители транспорта...

В нашей горячей молитве нуждается весь страждущий русский народ Западной Руси: все сущие в болезни и печалях, бедах и скорбях, обстояниях и пленениях, темницах и заточениях, и особенно - гонимые безбожниками и еретиками за исповедание "русской" православной Веры, за свою русскость. Все обездоленные русские люди, стонущие под гнетом безбожного оккупационного правительства. Да избавит их Господь от сомнительных благ "украинства" и из лап украинских "цивилизаторов"!

Наконец, в слезной молитве нуждается весь наш народ, "самый большой разделенный народ в мире", сегодня находящийся - без всякого преувеличения - на грани жизни и смерти. Возлюбленные, еще никогда русскому народу столь не грозила опасность рассредоточения и исчезновения из мировой истории. С болью в сердце мы наблюдаем, как наш народ буквально вымирает, как в количественном, так и в качественном отношении. С каждым годом ухудшается "демографическая" ситуация (некоторое выравнивание статистических показателей происходит в основном за счет малых народностей и наплыва мигрантов), наши потери с начала 90-х уже превысили 10 миллионов человек! Многие, оказавшись подданными новообразованных государств, где тон задают инородцы ("прибалтийцы", "казахи" и прочие "украинцы"), вынужденно или добровольно ассимилируются с этими новыми политическими нациями, перестают осознавать себя русскими, утрачивают нашу православную веру. Другие - становятся "общечеловеками", простыми "потребителями" в условиях глобализированного Мiра: для таких слово "Родина", "родители", "самопожертвование" - лишь пустой звук (о Боге и не вспоминают!). Третьи - вовсе теряют человеческий облик. Быть русским сегодня не на словах, а на деле и в духе - настоящее исповедничество. Господь наш Иисус Христос да укрепит всех нас в вере православной, да прибавит мужества и бодрости духовной!

Не забудем помянуть в молитве нашей и власть имущих - да вразумит их Господь, а также врагов наших, да умягчатся сердца и да откроются глаза их. Не забудем и о том, что наша вера и наша молитва без соответствующих дел мертвы: будем помогать друг другу, особенно нуждающимся в материальной помощи жителям разоренных войной окраин.

В молитве призываем нашу общую Заступницу, Богородицу и Приснодеву Марию, а также всех святых, в земле Российской и горе Афонской просиявших: святителей, мучеников, преподобных, юродивых, праведников и исповедников, блаженных князей и воинов, жизней своих не пожалевших положить за други своя, - включая тех святых подвижников, кто остался неизвестен людям, но известен Богу и Спасу душ наших. Верим, что с Божьей помощью повисшая над нами ночь, повергающая многих добрых и порядочных людей в уныние, малодушие и даже отчаяние, пройдет, мгла и морок, пришедшие с Запада и затмившие наше небо, рассеются. И на горизонте забрезжит заря Новой и Великой России. Где все русские люди смогут жить в мире и благоденствии, во всяком благочестии и чистоте. Аминь.

Писано на Святой Горе в День Вознесения Господня 7 (20) мая 2015 года.


P.S. от summer56: О том, как можно присоединиться к молитве по соглашению, читайте здесь:

http://summer56.livejournal.com/136739.html


 
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
"Братия и сестры" Православный форум » Творчество » Другое » Стихи о Рождестве (и другие произведения :))
Стихи о Рождестве
Olga_MДата: Воскресенье, 06.01.2008, 17:55 | Сообщение № 11
Идущий, и Вас с наступающим праздником! Спасибо за стихи
ВалентинкаДата: Воскресенье, 06.01.2008, 18:05 | Сообщение № 12
Ісусик маленький
Не спить, не дрімає
Своїми ручками
Весь світ обнімає.
І в вашу хатину,
І в вашу родину
ХРИСТОС СЯ РОЖДАЄ!!!


Olga_MДата: Воскресенье, 06.01.2008, 18:13 | Сообщение № 13
Валентинка, как трогательно! Это ты написала?
ТинаДата: Воскресенье, 06.01.2008, 18:15 | Сообщение № 14

Пауло Коэльо
Рождественская сказкаКак повествуется в одной знаменитой древней легенде, некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, как всем известно, растут очень-очень медленно, так что наши три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве.

Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона и как затем, в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью. Они видели лицом к лицу заклятых врагов – Иезавель и пророка Илию. При них был изобретен алфавит; они дивились, глядя, как мимо проходят караваны, груженные красочными тканями.

И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем.

- После всего, что мне довелось повидать, - сказал первый, - я хотел бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле.

- А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро, - сказал второй.

- А что до меня, - сказал третий, - то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге.

Прошли годы и годы, и вот, наконец, в лесу появились дровосеки. Они срубили кедры и распилили.

У каждого кедра было свое заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чем мы мечтаем. Первый кедр стал хлевом, а из остатков его древесины соорудили ясли. Из второго дерева сделали грубый деревенский стол, который позже продали торговцу мебелью.

Бревна от третьего дерева продать неудалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе.

Горько сетовали три кедра: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения».

Время шло, и вот однажды, звездной ночью, некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, решила переночевать в хлеву, построенном из древесины первого кедра. Жена была на сносях. Той ночью она родила сына и положила его в ясли, на мягкое сено.

И в тот же миг первый кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли.

Несколько лет спустя в одном скромном деревенском доме люди сели за стол, сделанный из древесины второго кедра. Прежде чем они принялись за еду, один из них произнес несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе.

И тут второй кедр понял, что в этот самый миг он послужил опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу между Человеком и Божеством.

На следующий день из двух досок третьего дерева сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и прибили его к кресту гвоздями. Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу.

Но не прошло и трех дней, как он понял уготованную ему долю: человек, висевший на кресте, стал Светочем Мира. Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества.

Так исполнилась судьба трех ливанских кедров: как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли.


В одну реку нельзя войти дважды.

Отредактировано Афина - Воскресенье, 06.01.2008, 18:17
ВатрушкаДата: Воскресенье, 06.01.2008, 18:17 | Сообщение № 15
Валентинка, какое хорошее доброе стихотворение!

Афина, хорошая сказка! Учит нас, что нужно быть терпеливее с мечатми!


Слава Богу за всё!


Отредактировано Ватрушка - Воскресенье, 06.01.2008, 18:20
KetttДата: Воскресенье, 06.01.2008, 18:19 | Сообщение № 16
Идущий,
Валентинка,
Афина,
Я когда-то зачитывалась Пауло Коэльо!...
Добавила: ЗДЕСЬ


"Самое большое открытие, которое может сделать человек,- это открытие своей собственной души"
Семен Франк


Отредактировано Kettt - Воскресенье, 06.01.2008, 19:31
ВалентинкаДата: Воскресенье, 06.01.2008, 19:27 | Сообщение № 17
Olga_M, нет, я даже нинаю кто етот стих написал, меня его в детстве мама научила, и теперь у нас в семье каждый ребенок знает етот стишок, вот как его племяшка рассказывает, ей 2,5 годика: biggrin http://video.mail.ru/mail/valentinochka.87/400/672.html
Ватрушка, спасибо А ты понимаешь по украински?
Kettt, С Рождеством


ВатрушкаДата: Воскресенье, 06.01.2008, 19:34 | Сообщение № 18
Валентинка, мммммм..... ну как сказать... ну кое-какие слова понимаю... Но в этом стишке всё понятно было

Слава Богу за всё!
СоваДата: Воскресенье, 06.01.2008, 22:04 | Сообщение № 19
Афина, мы по этому рассказу сценку делали на детском празднике на Рождество 2002. Как я люблю Коэльо!!
А вот нашла рассказ свой

ОТ РОЖДЕСТВА до КРЕЩЕНИЯ

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа»
Н. В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством».

Заканчивается Рождественский пост. В эти дни мы с вами старались очистить свое тело и душу от всего греховного, нехорошего. Пытались вновь и вновь приоткрыть свое сердце для Любви, потому что только так можно увидеть Того, Кто преобразит нашу жизнь, только так можно не пройти мимо Того, Кто будет страдать от холода и голода и умолять о помощи в образе нуждающегося человека.
Уже в декабре солнышко повернуло на весну, произошел солнцеворот. Началось шествие света, каждый верит, что и в жизни его произойдет какой-то решающий момент, все образуется, будет светло и радостно – скоро праздник Рождества Христова. Вся природа как бы затаила дыхание в ожидании торжества, чуда. И звезды на черном морозном небе напоминают о том, что скоро появится долгожданная Вифлеемская звезда, указавшая две тысячи лет назад дорогу волхвам, шедшим поклониться Царю царей.
Для христиан всего мира Рождество – это праздник Надежды, только отчаявшиеся не ждут его. Это самый красивый зимний праздник. Он приходит к людям ночью, когда в храме идет служба в сиянии свечей, поет красиво хор. Все – небо и земля – славят Бога. Хотя бы ненадолго, но воцаряется мир и на земле, и в сердцах людей. «Слава в вышних Богу, и на земле мир…».
Символом вечного мира, счастья и радости, вечной жизни, пришедших вместе со Христом в наших суровых краях, является вечнозеленая ель. Макушка ели венчается звездой в память о Вифлеемской звезде. Ветки украшаются разноцветными шарами, мишурой, фигурками ангелов, пастухов с маленькими барашками, горят маленькие свечки или фонарики, напоминая об огне костров и фонарей, светивших Вифлеемским пастухам в святую ночь. А еще вешают на ветки колокольчики, похожие на те, которые заботливо одевали на своих овец палестинские хранители стад. А под елку любящие друг друга люди кладут подарки, а для детей развешивают сладости.
В старину на Руси в деревенских домах к Рождеству пол устилали свежим сеном, а стол – соломой, на которую стелили скатерть и ставили угощение. Все это служило для напоминания, что Спаситель родился не в царских чертогах, а в овечьем хлеву, и был положен в ясли на солому.
Время от Рождества Христова (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января) называются Святками. Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабря по 1 января/ 7-14 января) и страшные вечера ((1-6 января /14-19 января), их разделяет Васильев день (1/14 января – день памяти Святителя Василия Великого). В святые вечера славили Христа, колядовали, призывали благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряжением, посиделками.
На улице Рождественские морозы, а в домах тепло и уютно, все чисто прибрано. Недаром хозяйки трудились весь день, посвятив его заботам для встречи праздника: все заготовлялось, варилось, пеклось, жарилось… «В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – Дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая…» (И. Шмелев. «Лето Господне»). И слышится кругом: «Звездочка зажглась! Звездочка!..». Семья садится за стол, а за окном уже слышны веселые голоса христославов.
Они начинали ходить повсюду, начиная с вечера Сочельника 24 декабря / 6 января, как правило, это были мальчики. В руках у них был длинный шест, на котором укреплялась большая «вифлеемская звезда» из разноцветной (или золоченой, кто побогаче) бумаги, которая украшалась фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества Христова, образом Спасителя или Божией Матери. Эту звезду с пением рождественских гимнов (стихир) носили по окрестным домам. Христа славили всю Рождественскую Неделю.
Во времена перехода от язычества к Православию сохранялся древний смысл новогодних празднеств – чествование возрождающегося солнца. Во многих местах в ночь перед Рождеством посреди деревенской улицы напротив каждого дома зажигали костры – символ солнца. Позднее, в ночь перед Рождеством (и под Новый год) совершали обряд колядования. Собирались ребятишки, подростки и молодежь, кого-то из них обряжали в вывороченный тулуп, давали палку и суму, куда будут позже складываться продукты. Колядующие подходили к каждой избе и под окнами выкрикивали величания хозяевам, а за это им подавали угощение.
Вот как об этом пишет Н. В. Гоголь: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому». Позже Коляда воспринимается лишь как элемент народного творчества, просто обычай:
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
И дай, Бог, тому,
Хто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина.
Из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
А еще пели:
Овсей, Овсей шел по дорожке,
Нашел железце, сделал топорочек,
Ни мал, ни велик, с игольные уши;
Срубил себе сосну, наснастил мосточек.
По этому мосту шли три братца:
Первой-то братец – Рождество Христово,
Второй-то братец – Крещенье Господне,
Третий-то братец - Василий Кесаринский.
Блин да лепешка на заднем окошке.
Подавай, не ломай, не закусывай!
У хозяина в дому велись бы ребятки,
Велись бы телятки, велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки, велись бы поросятки,
Велись бы козлятки, велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Обходные песни, исполнявшиеся во время обрядового обхода дворов, при колядовании имели разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областх), виноградья (в северных областях). Названия происходят от припевов «Коляда, коляда!», «Бай, авсень, бай, авсень!» (как вариант: «Овсей» – см. выше) и «Виноградье, виноградье, красно-зелено!».
Помимо пожеланий на богатый урожай, выражалось и другое пожелание – долголетия, счастья, многочисленного потомства. Ряженые могли спеть величание отдельным членам семьи. При этом часто желаемое, идеальное рисовалось, как действительное. А какие красивые эпитеты употреблялись простым народом в этих величаниях!
Млад светел месяц – то хозяин наш,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Красно солнушко – то хозяюшка,
Виноградье, виноградье, красно-зелено.
Часты звездочки – малы детушки.
Щедрым хозяевам пели:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Ну, а если уж скуп был хозяин на угощение, то и пожелание ему было соответственным:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Или по-другому:
Не дашь пирога –
Мы корову за рога.
Не дашь кишку (колбасу) –
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка –
Мы хозяина в пинка.
Помимо этих веселых величаний, пожеланий щедрым и скупым хозяевам и их деткам ряженые, после Литургии, все Святки, в лицах разыгрывали рождественское повествование, а кроме него и другие благочестивые, пользующиеся неизменным успехом в народе сюжеты…
«Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить… Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда он водит «славить». Мишка Драп несет Звезду на палке – картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, – свечки там. Мальишки шмыгают носами, пахнут снегом.
– Волхи же со Звездою питушествуют! – весело говорит Зола.
Волхов приючайте,
Святое стечайте,
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет…
Он взмахивает черным пальцем, и начинают хором:
– Рождество Твое, Христе Бо-же наш…
Совсем не похоже на Звезду, но все равно. Мишка Драп машет домиком, показывает, как Звезда кланяется Солнцу правды. Васька, мой друг, сапожник, несет огромную розу из бумаги и все на нее смотрит. Мальчишка портного Плешкин в золотой короне, с картонным мечом серебряным.
– Это у нас будет царь Кастинкин, который царю Ироду голову отсекет! – говорит Зола. – Сейчас будет святое приставление! – Он схватывает Драпа за голову и устанавливает, как стул. – А кузнечонок у нас царь Ирод будет!
Зола схватывает вымазанного сажей кузнечонка и ставит на другую сторону. Под губой кузнечонка привешен красный язык из кожи, на голове зеленый колпак со звездами.
– Подымай меч повыше! – кричит Зола. – А ты, Степка, зубы оскаль страшней! Это я от баушки еще знаю, от старины!
Плешкин взмахивает мечом. Кузнчонок страшно ворочает глазами и скалит зубы. И все начинают хором:
Приходили вол-хи,
Приносили бол-хи,
Приходили вол-хари,
Приносили бол-хари,
Ирод ты, Ирод,
Чего ты родился,
Чего не крестился,
Я царь – Ка-стинкин,
Маладенца люблю,
Тебе голову срублю!
Плешкин хватает черного Ирода за горло, ударяет мечом по шее, и Ирод падает, как мешок. Драп машет над ним домиком. Васька подает царю Кастинкину розу. Зола говорит скороговоркой:
– Издох царь Ирод поганой смертью, а мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут – не бросим! (И. Шмелев. «Лето Господне»)…
Но вот настает великая Рождественская ночь: редко кто ложится спать – не до этого. Так радостно и легко на душе, так весело, столько различных обрядов, обычаев, природных примет, что не хватит и нескольких ночей, не то что одной! Наконец раздается первый удар колокола, и все спешат в церковь уже в строгости, в молитвенном состоянии славить Бога и благодарить Его за то, что Он вновь и вновь приходит к нам, и прощает нас, и любит нас… «Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, – мороз и не щипнет. Выйдешь – певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… – синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, – плывет, не молкнет, сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, – Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… – и почему-то видится кроватка, звезды.
Рождество, Твое, Христе, Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…
И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный был всегда. И будет» (И. Шмелев. «Лето Господне»)…
А после службы, утром, молодежь, не обращая внимания на стужу, устраивает катания с гор на лыжах и санях. Запрягают в сани гуськом лошадок, на каждую сажают мальчика и пускаются во всю прыть по гладкой зимней дороге. Обычно где-нибудь на повороте парни стараются опрокинуть сани, и тогда все летят в снег. Смех, веселье, шутки далеко разносятся в морозном воздухе…
Всю неделю, до Нового года (1/14 января), переходя от дома к дому с вестью вифлеемских пастырей, люди прославляли пришествие в мир Спасителя, Который показал единственный путь к подлинному счастью – через любовь к своим ближним, отверз двери милосердия и сострадания. И поэтому праздник Рождества отмечается не только весельем, но, прежде всего, делами благотворительности.
В эти дни раздавалась обильная милостыня. В каждом доме христославов ждали угощения или деньги (готовилось много вкусной еды; пекли из теста козульки – коровок, бычков, овец, птиц, петухов – их принято было дарить; непременным рождественским угощением был кесарийский поросенок). Не принять христославов считалось большим грехом. Люди зажиточные почитали своим долгом прислать милостыню в дома нищих, больных вдов и сирот. Не забывали даже и о животных, ведь, по преданию, в холодную ночь вол и осел согревали младенца Иисуса Христа своим дыханием. В деревнях для птиц, страдающих от холода и голода, выставляли ржаной сноп. Для детей устраивались и сейчас устраиваются рождественские елки, спектакли, праздники, на которых взрослые щедро дарят подарки малышне…
Древним русским рождественским обычаем было хождение с вертепом. Вертеп – пещера. Вертеп представлял из себя прямоугольный ящик, изображающий пещеру, в которой, по преданию, родился Иисус. Этот ящик являлся миниатюрным кукольным театром, в котором умельцы разыгрывали целые спектакли на тему Рождества. Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигурки Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных. Нижняя часть (земля/ дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.
В XIX в. во многих городских домах стали делать для детей маленький домашний вертеп. Его ставили под елку. Кукол изготавливали из бумаги, ваты, воска, наряжали в парчовые и шелковые кафтаны. Здесь были и восточные волхвы, и славословящие ангелы, но центром композиции являлись, конечно же, Мария с Иосифом, склонившиеся над яслями с Иисусом. В западных и южных областях России такой вертеп нередко устанавливали в церкви.
А с Нового года в древние времена начинались страшные дни. Почему страшные? В старину русские люди верили: когда начинает прибавляться тепло и свет, день удлинняется, то темные силы особенно злятся, что недолго осталось по земле гулять, вот и крутят напоследок по земле так, что дым идет коромыслом! Правда, много позже, озорничали самые шустрые и смешливые ребята. Они могли заткнуть трубу половиком и раскатать по двору все бревна.
Заканчивается и это веселье. Наступают крещенские морозы. На замерзшей реке возле темной проруби возведена ледяная часовня с огромным четырехконечным крестом. А из церкви движется к ней бесконечная толпа народа с золотыми хоругвями, предводимая священниками в парчовых ризах. И плывут по воздуху, застывая на морозе, слова: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». 6/19 января, Крещение Господне. Этот православный праздник поглотил в свое время представление людей о сверхъестественных силах воды. В старину, когда дитя после купания окачивали водою, то приговаривали:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
Крещение – это воспоминание о том дне, когда Иисус Христос пришел на берега Иордана, где собиралось множество людей, ожидавших прихода Мессии – Спасителя мира. Там Иоанн Предтеча совершал обряд крещения, подготавливая людей к встрече со Спасителем. Он говорил, что надо покаяться в грехах, быть чистыми от них, не обижать других, не клеветать друг на друга.
Желающих очиститься от грехов было множество. Иисус, чистейший из всех, присоединился к ним, просил Иоанна крестить Его, как простого человека: «Нам надо исполнить всю правду». И тогда крестил Иоанн Иисуса в Иордане. И разверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Святаго в виде голубя, и слышен был голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Завершилась скрытая от большинства людей жизнь Сына Божьего на земле. Он вышел на проповедь, Своими словами, делами и самой жизнью возвещая Свое учение.
Сын Божий явился миру. В Нем люди узрели живого Бога, увидели безначальную и бесконечную Любовь. Поэтому праздник Крещения имеет еще одно название – Богоявление. Этому празднику предшествует Крещенский сочельник, который приходится на 5/18 января. Подходят к концу веселые зимние святки, в течение которых пост отменяется даже в среду и пятницу.
Сочельник – день особого духовного приготовления к торжеству Богоявления, первый постный день после Рождества. Накануне Крещения, так же как и накануне Рождества, не едят до первой звезды, а на вечернюю трапезу подают особое блюдо – сочиво, откуда и пошло название и самого сочельника. Сочиво представляет собой вареную пшеницу, ячмень, рожь, гречиху или горох с ореховым и маковым молочком и медом.
В память сошествия Христа в воды Иордана и освящении тем самым водной стихии после Литургии в Богоявленский сочельник совершается великое освящение воды, часто с крестным ходом на реку или, как говорят в народе, «на иордань». Великое освящение воды повторяется и в день праздника Крещения (Богоявления). Освященная вода называется агиасмой (агиасма – по-гречески «святыня»).
Крещение Иисуса Христа явилось прообразом Таинства Крещения, о котором Он после Своего Воскресения заповедал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28, 19).
При Таинстве Крещения, во время троекратного погружения человека в воду «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» происходит таинственное очищение человека от греха, обновляется первозданная светлая человеческая природа, и человек становится членом Тела Христова – Церкви.
«Христос весь вошел в человечество, – пишет Ф. М. Достоевский, – и человек стремится преобразиться в Христа, как в свой идеал». Каждый, кто крестится во Христа, принимает Христа в свою душу, старается всей своей жизнью поступать так, как поступал Христос, уподобиться Ему, – тот «во Христа облекается» как об этом поется во время Крещенской Литургии и во время совершения Таинства Крещения.
На Руси человека крестили, как правило, в младенчестве. В честь крещения младенца устраивался домашний праздник, который назывался крестинами. А как же не отпраздновать? Ведь это было как второе рождение, только уже духовное. Ведь новый человечек вступает в Церковь, через всю свою жизнь, отпущенную ему Богом, он пронесет в своем сердце и душе Веру и Любовь, постарается оправдать Надежды своих родителей и предков, будет стремиться к Царствию Небесному. В этот день приходили на праздник самые дорогие и близкие люди проведать младенца и родителей его.
А еще была такая традиция – готовить для крестин особую крестильную кашу. Для мамы и гостей такую кашу старались сделать как можно вкуснее – на молоке и сливках, даже крупу порой замачивали в молоке, потом ее обильно сдабривали маслом, вареньем и сахаром, украшали половинками вареных яиц. В нее запекали курицу или петуха (в зависимости от того, кто крестился: девочка или мальчик). Зерна каши символизировали плодородие, являлись пожеланием родителям иметь много детей: дети всегда считались благословением Божиим. Молоко являлось пожеланием – матери иметь достаточно молока для кормления новорожденного. Для отца ребенка каша готовилась совершенно другая – «с потехой». В нее добавляли перец, горчицу, хрен, соль сверх меры – это чтобы родитель по достоинству мог оценить тяготы своей жены, родившей младенца.
Вот как описывает крестины в своем романе «На горах» А. Мельников-Печерский: «Вдруг перед честной беседой явилась знаменитая повариха, а теперь и бабушка повитуха Дарья Никитишна. В полушелковом темно-красном сарафане, в гарнитуровом холоднике, в коричневом платке с затканными серебряными цветочками на голове, павой выплыла она в горницу с уемистым горшком пшенной каши. С низким поклоном поставила она его перед Васильем Борисычем…
Взял ложку Василий Борисыч. А каша-то крутым-накруто насолена, перцу да горчицы в нее понакладено. Съел ложку родитель, закашлялся, а бабушка Никитишна не отстает от него: «Изволь, государь-батюшка, скушать все до капельки, не моги, свет-родитель, оставить в горшке ни малого зернышка».
Три пота слило с Василия Борисыча, покамест не справился он с крестильной кашей…
Пршла Никитишна вкруг стола, обносила гостей кашею, только не пшенною, а пшена сорочинского, не с перцем, не с солью, а с сахаром, вареньем, со сливками. И гости бабку-повитуху обдаривали, на поднос ей клали, сколько кто произволил».
А присутствующей на крестинах детворе раздавали орехи, горох, печенье и пряники. Еще были бабкины пироги – плюшки, бублики, крендельки, булочки – они тоже являлись традиционным крестильным блюдом. Всеми этими маленькими подарками также одаривали ребятишек, чтобы и для них рождение малыша, как физическое, так и духовное, стало радостью, ведь новый человек входил в общую Любовь, становился неотъемлемой бесценной частью жизни семьи.
Рождество, Крещение… Детские, в общем-то, праздники. Будем же и мы как дети, «ибо таковых есть Царствие Небесное», пронесем эту радость по жизни.
Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящите!



СТОЯТЬ! НЕ ПАДАТЬ!
НАДЕЖДА
ЙориэДата: Понедельник, 07.01.2008, 01:32 | Сообщение № 20
Афина, какая поучительная сказка!
Сова, спасибо, очень интересно.
Всех С Рождеством!


Мир вам, добрые люди!
"Братия и сестры" Православный форум » Творчество » Другое » Стихи о Рождестве (и другие произведения :))
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Поиск по сайту и форуму:

Каталог статей. Обновления:


Последние комментарии
Новое в библиотеке:


Последние комментарии
Новости:


Последние комментарии




Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Детский фотограф, портретная фотография, интерьерная фотосъемка


Locations of visitors to this page