Пятница, 03.05.2024, 01:58
 
Вы вошли как "дорогой гость"
Начало Регистрация Вход
Меню сайта

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Матф.5:8)
Ссылки


Наш опрос
Как Вы узнали о нашем сайте?

Всего ответов: 360
Поиск

в православном интернете
ИСКОМОЕ.ru

по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » О человеке

Святость малых дел
Святейший Патриарх Кирилл:

Дорогие братья и сестры, я очень ценю ту инициативу, которая сегодня развивается в молодежной среде. Глубоко убежден в том, что от этой инициативы, в прямом смысле слова, зависит будущее нашей страны. И в самом деле, ведь те, кто сегодня учатся в школе или в высшем учебном заведении, или тот, кто начинает свою трудовую деятельность, завтра понесут на своих плечах ответственность за Отечество наше, за жизнь нашего народа, за жизнь нашей Церкви.

Вот замечательный пример гражданина Минина. Вот для того, чтобы понять, что сделал этот человек, давайте мысленно поставим себя на его место. Страна в разрухе, как я уже сегодня имел возможность сказать. Спасайся, кто может! На фоне всего этого разброда, шатания, конфликтов, междоусобиц, море крови, сразу обнаруживаются люди бесчестные, желающие сделать нечто благое лично для себя, часто на костях других. Страна погружается в этот хаос. И каждый, поневоле, начинает думать только о себе. Потому что в любой момент могут ворваться в твой дом, взять и убить твоих близких, осквернить твою жизнь, забрать все то, что ты нажил за всю свою жизнь. Страхи, опасения.

Патриарх Гермоген – единственный духовный лидер страны, к голосу которого все прислушивались, – в Кремле, в заточении, в подвале Чудова монастыря. Но и оттуда он, все-таки, пишет свои воззвания, и эти воззвания, несмотря на то, что никаких СМИ не существовало, достигают людей, что тоже удивительно. И попадает такое послание в руки Минина в Нижнем Новгороде. Человек зажиточный, городской староста, имеет все необходимое. Нижний Новгород в сравнительном благополучии по отношению к другой части России. И что вы думаете? Вдруг человек принимает решение все оставить и посвятить себя полностью только одному делу – освобождению народа, освобождению страны. Ведь он не был полководцем, он даже не был дворянином. Он не был, в то время этого еще понятия не было, но он не относился к аристократии, к элите, он был человеком от народа, с ограниченной возможностью влиять – но ведь повлиял! Он стал собирать деньги – то, что ему было ближе, он ведь был городской староста, он занимался финансами, он занимался хозяйством. И он понял, что без собирания денег ничего не будет. Он вдохновил людей на эти огромные пожертвования. Ни одна копейка не пропала, ничто не ушло «налево». Никакие соблазны не смогли поколебать его решимости, и создается ополчение.

Ну, и так бывает часто, что появляется народный лидер, люди откликаются на его слова, вокруг него объединяются люди, головка у лидера начинает кружиться, есть желание монополизировать власть, стать единственным и неповторимым. А что делает Минин? Он понимает, что так не пойдет. Он делает свое дело: он умеет собрать людей, он умеет вдохновить, деньги скопить, направить их на нужное дело, а вот войска он не сможет повести. Он не может быть полководцем. И он разделяет свой авторитет, свою популярность с другим человеком - с Дмитрием Пожарским, которого находит, князь-полководец. И вместе они, рука об руку, не деля власти, не конкурируя, вместе делают одно общее дело. И мы знаем, что это дело закончилось освобождением нашей страны.

Вот невероятно поучительная история. Она очень многому нас учит, и, в первую очередь, – инициативе.

Я думаю, что самые опасные последствия послереволюционной эпохи, самые опасные последствия той общественно-политической системы, которая существовала в Советском Союзе, – является подавление народной самодеятельности. За тебя всё решают, существует строгая система передачи сигналов сверху вниз, поэтому тебе остается только сидеть, ждать и выполнять. Иногда и выполнять не хотелось. Потеря народной самодеятельности, способности людей без указов, без всяких рекомендаций, действовать, исходя из ситуации, в которой они оказываются, тем более действовать в масштабе, имеющем отношение не к жизни самого себя, не к жизни своей семьи, а к жизни народа, – вот то, что было, к сожалению, разрушено в нашей национальной традиции, и сегодня мы должны этому учиться. Для нас небезразлично то, что происходит в стране, для нас небезразлично то, что происходит в мире. Это не красивые слова, это реальность. И потому инициатива, в том числе молодежи, инициатива молодежных руководителей – это драгоценные ростки, из которых, действительно, может вырасти плодоносное древо гражданского общества России.

И для Церкви это очень важно. В Церкви та же логика существовала: приказ сверху он проходит, как-то, донизу, иногда не так уж и динамично проходит, кем-то усваивается, кем-то не усваивается. Но невозможно управлять Церковью только сверху. Церковь – это живой организм. На уровне каждого прихода, ведь, своя жизнь – судьба людей, судьба семей, молодежь, люди среднего возраста, пожилые. Это форма самоорганизации нашего народа. Всегда, ведь, было так, и сегодня это должно быть так. Поэтому молодежные организации должны быть не только на общенациональном уровне, что я, кстати, поддерживаю – и в этом смысле я хотел бы поблагодарить Бориса Якеменко за то, что он сегодня нам сказал, и, со своей стороны, буду всячески поддерживать создание общенациональной общественной молодежной организации. Но, с другой стороны, инициатива должна быть не только на уровне общенациональном, но, я бы сказал, на приходском уровне в первую очередь.

И вот здесь, мне кажется, нам нужно подумать о воспитании молодежных лидеров. У нас нет школы. Может быть, не нужно создавать какую-то формальную школу, хотя, конечно, необходимо, в том числе, и формальное обучение. Вот я представляю, что если бы сегодня в распоряжении Церкви была бы тысяча таких подготовленных молодежных лидеров, которые на приходском уровне могли бы начать работать с завтрашнего дня, то ведь, наверняка, вокруг каждого из них через год было бы уже несколько десятков человек, а может, сотен человек.

Я думаю, что в нашей работе нужно опасаться самого такого опасного, что может ее разрушить, – это ориентации на мероприятия. Когда отчет о молодежной деятельности, а мне приходится сейчас читать эти отчеты, я занимаюсь, ведь, изучением отчетов епархии. И пишут владыки, докладывают о том, что происходит, так вот,, обращаю внимание на то, что больше всего говорится о мероприятиях: провели такую-то конференцию, сделали это, это, это. Все это хорошо, а что реально происходит, что реально происходит на приходском уровне? Как эта работа осуществляется ежедневно – не от мероприятия к мероприятию, а ежедневно?

Потому что мне кажется, наша главная задача заключается в том, чтобы молодежная деятельность, которая, конечно, должна сопровождаться, в том числе, и яркими важными мероприятиями – такими, как сегодня, чтобы она стала, в хорошем смысле, ежедневной рутиной. В том смысле, чтобы каждый день совершались большие и малые дела, может быть, даже лучше малые дела, которые бы реально свидетельствовали об изменении состояния нашего церковного народа и нашего общества.

Мне хотелось бы еще сказать вот о чем. Александр Бречалов привел хороший пример того, как бизнесмен даже, наверное, и бизнесменом такого человека нельзя назвать, а вот создал свое какое-то маленькое дело. Оборот в месяц 500 тысяч – это совсем маленькое дело, ведь это же не доход 500 тысяч, а оборот. Значит, доходы небольшие, и, наверное, много у этого человека личных потребностей: наверное, и с жильем надо бы что-то сделать, улучшить, машину какую-то получше купить, поехать в отпуск за границу, еще что-нибудь сделать, одеться покрасивее. И не так уж, наверное, много денег в распоряжении у этого человека, но даже из этих 500 тысяч рублей он находит возможность финансировать преподавателя физкультуры, который будет тренировать ребят на футбольном поле. Но что же, это ведь замечательный признак того, что люди, которые входят в бизнес, в реальное дело, считают своим долгом разделять даже очень незначительные ресурсы со своим народом. Вот это и есть социально ориентированный бизнес.

А если бы нечто подобное происходило на всех уровнях? Если бы каждый человек, который получает реальную прибыль, понимал бы, что это то, что ему Бог дает? Не он сам, а Бог ему дает – сегодня дал, а завтра отобрал – и в ответ на этот Божий дар человек разделяет эту прибыль с другими людьми. Это не значит, что нужно быть аскетом и ничего не иметь самому и ничего не давать своей семье. Нужно возрастать материально и духовно, заботиться о себе, о своих ближних, родных; но, вместе с тем, нужно помнить об ответственности людей, получающих средства в свои руки, перед другими.

Я думаю, что это замечательный пример. Прекрасно, что это происходит в сфере церковной молодежной деятельности. Вот то же самое, то, что нам сказал Иван Стальной из Латвии – о малом деле: каждый день церковная ферма, церковное хозяйство кормит 100 человек. Реальное дело. Для меня, вообще, как-то, не существует понятие «большое» и «малое» дело, как не существует понятия «большая» и «малая» проблема – все относительно. Когда ко мне иногда подходят люди и говорят: «Простите, мы вас беспокоим каким-то таким небольшим для вас делом. Конечно, вы такими важными вопросами занимаетесь. Но вот это, вот, наша проблема». Я думаю всегда так в таких случаях: а какая разница? То, что кажется большим и существенным для меня, может быть, совершенно не казаться таким для другого человека. У каждого человека свои проблемы. И стрессы те же самые.

Нельзя говорить, что человек, который встречается с огромной геополитической проблемой, имеет стресс больший, чем человек, переживший какой-то несчастный случай в своей семье. Каждому Бог дает свое – свой масштаб проблем, свой крест. И, вот в этом смысле, понятие «большое» и «малое» дело – это относительное понятие, будь то малый бизнес, малое дело, малая инициатива, – не уничижительное понятие. Просто Господь одного ставит во главе коллектива в десять тысяч человек, а другого – во главе коллектива в десять человек. Но каждому свое послушание, каждому свой крест, каждому своя ответственность. И поэтому понятие «малый», будь то малый бизнес, малое дело, малая инициатива, – это не уничижительное понятие. И вот это ясно очень нужно понимать. И в этом смысле, вся человеческая карьера может, как бы, выстраиваться в совсем другой системе ценностей, если мы проникнемся пониманием того, что на каждом месте у человека, занимающегося делом, есть своя ответственность, есть свои проблемы, есть свой долг.

Поэтому я глубоко убежден в необходимости поддержания того, что мы называем малыми делами. И церковная ферма, хозяйство, которое кормит сто человек в день – это совсем не малое дело; даже если бы десять человек кормили – это не малое дело. Вот сегодня были названы имена людей, которые обладают огромным средствами, – я не знаю, десять человек бесплатно они кормят в день или нет? Поэтому великие дела начинаются вот с таких реальных добрых дел, которые мы осуществляем.

Мне кажется, что хорошая очень инициатива, которая действительно, как было сказано Александром Ракитиным, «долгоиграющий» проект Русской Церкви, – «Феодоровский городок» – это инициатива себя уже обнаружила, так сказать, в полноте. Мы все хорошо знаем, что там происходит. Я глубоко убежден в полезности этого дела, и, отвечая просто на ваш вопрос, хотел бы сказать, что с удовольствием встречусь с молодежными лидерами и в рамках работы «Феодоровского городка», и молодежного клуба, который вы хотите создать.

Мне кажется, что вообще научение, овладение знаниями и опытом в молодежной среде всегда должно сопровождаться чем-то, что повышает интерес и заинтересованность молодого человека. Очень часто понятие лени препарируется совершенно на иные составляющие, чем нам кажется. Потому что нередко лень происходит не потому, что человек просто по природе ленивый, а потому что у него нет интереса. Вот, приведу вам свой собственный пример. Каждый день я должен обработать десяток документов, иногда это целый чемодан бумаг. Это мой долг, это моя работа. Открываешь документ, смотришь много страниц – глаза не глядят, лень читать. Думаешь: Господи, сейчас встану, пойду, не знаю, чаю попью. Не могу начать. А потом думаю: да лучше я телевизор включу, посмотрю, что там в мире делается. Не могу подойти прочитать этот документ. А другой беру документ – захватывает тебя целиком. Забываешь о времени, погружаешься в проблему, потому что чувствуешь реальную силу, исходящую из этого текста, мысли. Понимаешь, что это важная идея, важный проект, важное предложение.

Так вот, может быть, наша, так называемая, национальная лень – это есть некая система самозащиты, здоровой защиты организма от неинтересного, банального, неправильного, неспособного вдохновить человека. Вот почему важно, чтобы процесс обучения всегда сопровождался повышенным интересом к теме. И поэтому, просто лекционная работа не всегда достигает ума и сердец людей. Поэтому, я думаю, должен быть всегда, особенно в молодежной среде, должен быть всегда какой-то элемент интриги, игры, повышающий интерес к той теме, которая предлагается для изучения, рассмотрения, дискуссии. В этом смысле вот такие инициативы, как «Феодоровский городок», как «Селигер» и многие другие, думаю, представляют сегодня такую возможность. Я бы очень поддержал создание лагерей, молодежных центров, где развивается живой интерес молодежи к тем проблемам, которые им предстоит решать.

И, наконец, я бы хотел очень положительно оценить то, что нам сказал Павел Кудаев о центре «Христофор». Это прекрасная инициатива, и уже, ведь, что-то начало осуществляться. Вы проводите исследование ценностной ориентации молодежи. Это очень важное исследование, потому что без понимания того, где лежит человеческое сердце, невозможно представить себе и способов работы с людьми: нужно знать, где интерес человека.

Вообще, это огромная проблема в масштабах всей страны – ценностная ориентация нашей молодежи. Иногда нам кажется, что у нас плохая молодежь. И вот люди пожилого возраста часто, так вот, брюзжат по этому поводу: «Вот в наше время, мол, было лучше и т.д.». Но вот, глядя на ваши лица, глядя на ваш интерес и слушая ваши проекты, я убеждаюсь в том, что это совсем не так. Что это совсем не так! Я думаю, что сегодня все-таки формируется определенная ценностная парадигма, в том числе и в нашей православной молодежной среде. И вот, дай Бог, чтобы эта ценностная ориентация выводила каждого из вас, вывела каждого из вас на высокую орбиту служения Церкви и народу.

Я хотел бы сердечно поблагодарить вас еще раз за то, что я услышал, увидел сегодня, и пожелать вам помощи Божией, благословения. Еще раз говорю о своей полной открытости к взаимодействию с молодежью, к беседам с вами, к тому, чтобы вместе размышлять о будущем Церкви и о будущем страны. Благодарю вас за внимание.

Категория: О человеке | Просмотров: 1108 | Добавил: Василёк | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск статей
Категории
О Вере [20]
О человеке [40]
О Церкви [8]
О Церковной жизни [18]
О богослужении [2]
О духовной жизни [20]
В защиту Веры [7]
Богословие [11]
Праздники [14]
Отечество [13]
Люди [7]
Для детей [3]
Проповедь [6]
Читальня [5]
Другое [18]
Форум
Активные темы:

Последние статьи
Кто на сайте
Всего: 1
Скоромимоходящие: 1
Пользователи: 0


Активность
за последние 15 мин.


Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Детский фотограф, портретная фотография, интерьерная фотосъемка