1. Аскетические и гносеологические основы богословия святого Григория Паламы
Верный духу апофатического богословия, господствующего восточном
святоотеческом предании, свт. Григорий Палама учит, что Бог умом —
непознаваем и словом — неизречен; однако он не делает из этого вывода
об абсолютной недосягаемости Божества для тварного и о невозможности
какого-либо знания о Нем. По учению свт. Григория Паламы возможность
богообщения зиждится на богоподобии, которым обладает человек,
созданный по образу Божию. Как существо душевное и телесное,
предопределенное к господству над тварным, человек больше оделен этим
богоподобием, нежели ангелы, не обладающие собственной энергией. Он —
средоточие мира, микрокосм, отражающий в себе всю вселенную. Само по
себе тело человека не есть нечто дурное. Оно может участвовать в жизни
Духа и еще здесь, на земле, может быть преображено Его силой. Сердце —
средоточие всякого духовного и даже интеллектуального человеческого
действия. Затемненный в нас грехом образ Бога восстанавливается
исполнением Его заповедей, и тогда человек обретает в любви к Богу и
своему ближнему способность богообщения, выражающегося главным образом
в молитве, высочайший образ которой — непрестанная умная молитва. Она
определяется как непосредственное соединение ума с Богом, совершающееся
в сердце некиим тройственным действием.
Не ограничиваясь общим учением об умной молитве, свт. Григорий
Палама в некоторых своих творениях останавливается на описании
способов, известных под названием "искусство" и состоящих в
согласованности молитвы с дыханием и "омфалоскопией". Приемы эти он
считает полезными, но отнюдь не обязательными, а исключительно
вспомогательными. Они помогают сосредоточить внимание и не позволяют
уму рассеиваться. Их действенность оправдана личностным и церковным
опытом как способность тела участвовать в жизни духа при первостепенном
значении сердца и деятельности человека. Несомненно, в успехе подобной
молитвы главное и решающее — это благодать. Именно в ней совершается
соединение нашего ума с Богом, без чего наш ум был бы либо дьявольским,
либо животным. Высшее состояние полного соединения с Богом именуется у
свт. Григория Паламы "исихия" и определяется им как приостановка
всяческой мысли и всякого мирского, как мистическое познание и
непосредственное видение Бога. В таком состоянии "неведения",
превосходящего какое бы то ни было "знание", человек достигает
богопознания, того познания, которое недоступно интеллектуальной
философии.
Жизнь в "исихии" освящена примером Пречистой Девы, которая с самого
детства, отстраняясь от всякого житейского попечения, посвятила Себя
храму, созерцанию и внутренней молитве. Такова сила "исихии"; именно
через нее Пресвятая Дева становится способной к приятию во плотившегося
Слова.
2. "Сущность" и "энергия"
Основная мысль богословского учения свт. Григория Паламы может быть
выражена антиномичным, но не противоречивым утверждением о совершенной
недоступности Бога в Его трансцендентности и Его внемирного бытия и
одновременно — о Его Откровении Себя миру, о Его имманентности миру и
реальном присутствии в нем. "Бог в Себе" совершенно неизречен,
неуразумеваем и недоступен. Даже сами понятия "бытие, сущность,
природа" не могут быть приложены к Нему по своей с Ним несоразмерности.
За неимением других терминов свт. Григорий Палама говорит о Его
таинственной, сокрытой и невыраженной "сверх-будущности"!. Но Тот же
Бог, ни в чем не лишаясь Своей недосягаемости, как бы выходит из Себя и
открывает Себя тварному миру через Свои действия. Это Божественное
непостижимое действие, это "выступление" Бога (ярбобсх, Оеой — по
терминологии Дионисия Ареопагита, которой пользуется свт. Григорий) он
обычно называет "Божественной энергией". "Энергия" — не часть Божества
и не представляет Собой нечто от Него отличное или обладающее своей
собственной умаленной ипостасью. Энергия — это Сам Бог, даже в Своем
откровении тварному и в Своем проявлении не умаленный. "Весь Бог"
всецело проявляет Себя в Своих энергиях и тем не менее остается
сокровенным. Святитель Григорий Палама с одинаковой силой подчеркивает
сокрытость Бога и Его откровения миру в энергиях. Они как откровения
Троичного Бога присущи Трем Лицам, и как выражения Самого Божества —
несомненно нетварны, потому что в Боге нет ничего тварного. Имя "Бог"
или "Божество", собственно говоря, означает энергию, потому что
Сверхсущность превосходит всякое наименование. Являясь причиной и
энергии, в этом смысле Сверх-Сущность ее превосходит, откуда и
выражение (кстати, идущее от Ареопагита): "Божество сверхсущное и
под-сущностное". Энергии доступны тварному миру, они им познаются и
разделяются в меру его способности сопричастности. Божественная же
Сверх-Сущность доступна только через энергии, а не Сама по Себе. Эти
различения в Боге не противоречат Его единству, нераздельности и
простоте и не привносят в Него большей сложности, нежели различения
межипостасные. Энергии, будучи не-ипостасными, как действия и
откровения Самого Бога, как чистая, неизменная и адекватная Его
активность, не превращают Бога в нечто составное.
Следует отметить, что свт. Григорий Палама всегда говорил о себе как
о последователе церковного и традиционного учения, он писал о
Божественной Простоте, тогда как его противники, и древние и
современные, пытались доказать, что "паламитское" богословие с
Божественной простотой несовместимо. Мне представляется, что в основе
всех этих дискуссий, не принимая в расчет чисто конфессиональную
полемику, может лежать противопоставленность богословских тенденций
апофатиков" и "катафатиков". По богомыслию "катафатствующих", Бог
понимается прежде всего — и во всей полноте понятия Бытия — как
обладающий всеми Своими свойствами (единством, простотой и прочим) и
подчиненный, в силу Своего бытийства, законам логики, которые сами
онтологически обоснованы. Таким образом, всякое реальное различение в
Боге было бы равносильно утверждению в Нем частей менее совершенных,
чем целое, следовательно, несовместимых с Его абсолютным совершенством.
Для "апофатствующих" Бог не может определяться концепцией "бытие", и
Его свойства не могут так просто к Нему прилагаться. Превосходящий
бытие Бог не может содержаться в рамках логических законов, и было бы
затруднительно видеть в Нем "части" и более совершенное "целое". В
общем, наше богословское мышление неизбежно обретает по отношению к
Богу антиномичный аспект, что однако, нельзя назвать простым
противоречием. Именно антиномичностью и отмечено учение святителя
Григория Паламы о содержащейся в Боге Божественной простоте, несмотря
на неизреченное различие Сущности и энергий.
3. Божественный нетварный Свет
Одно из проявлений божественного в мире — это нетварный Божественный
свет. Он, как и все энергии Бога, нетварен и тем не менее не есть Его
сокрытая и недосягаемая Сущность. Таков богословский аспект учения о
нетварном Свете. Мистический опыт говорит о нем как об одном из
высочайших духовных состояний. Будучи нетварным, он не может адекватным
образом быть выражен понятиями мира тварного и обычно определяется
понятиями негативными: не материальный, нечувственный, нетленный и тому
подобными. Однако свт. Григорий Палама, не принимая его за простую
аллегорию, никогда не отождествляет его с рациональным знамением и
всегда оставляет за ним характер реалистического символа. Аспекты его
явлений различны: от внутреннего озарения до сияния, так сказать,
внешнего, способного освещать предметы в темноте и одновременно
воздействовать на сердце человека. Таким был Свет Воскресения Христова,
освещавший во время прихода Марии Магдалины ко гробу его внутренность и
возжегший в ее сердце любовь к Господу. Таким был и Свет Преображения
Христова, — классический, но отнюдь не единственный пример нетварного
Света. Фаворский свет не был преходящим феноменом. Он, как слава Божия
— превечен. В момент Преображения он был явлен апостолам в соответствии
с возможностью их восприятия, и был увиден ими телесными очами,
несомненно, преображенными силой Духа. Возможность подобного видения
совершенно соответствует учению свт. Григория Паламы, говорившего о
способности тела еще здесь, на земле участвовать в духовной жизни.
Достижение полноты видения этого Света возможно только в будущем веке
(отсюда и определение "Царство Божие" или "Тайна Восьмого дня"); но
святые еще в этой жизни способны вкушать "заранее" его плоды.
Таинственная Сверх-Сущность Бога навеки пребывает недосягаемой, но
видение ее Славы поистине есть созерцание "лицом к Лицу", потому что
Сам Бог в нем Себя являет. И тогда мы достигаем обожения, которое есть
не простое усовершенствование в добродетели, а дар Божий и
таинственное, благодатно совершаемое изменение нашей природы.
Благодать — тоже Божественная энергия, и как таковую ее можно было
бы отождествлять со светом. Мы ее видим через ее действия, или, точнее,
она — только один из аспектов своего в нас проявления. Приобщающиеся
Божественной благодати могут, оставаясь существами тварными,
становиться, как и сама она, безначальными и бесконечными. Такой была
Пресвятая Дева, эта "грань" мира тварного и нетварного.
Учение о нетварном Свете в дальнейшем часто было неправильно
истолковано, вероятно, из-за трудности понять возможность существования
света нематериального. Если же мы эту трудность преодолеем, то легче
постигнем всю глубину этого учения, утверждающего подлинность и
ценность мистического опыта, в котором, преодолевая грани тварного,
достигается непосредственное видение Божественного, не впадая, тем не
менее, в пантеистическое смешение. Бог являет Себя в как "истинная и
желанная Красота".
4. Заключение. Место святителя Григория Паламы в православном богословии
Вопрос о месте, занимаемом свт. Григорием Паламой в православном
богословии, был объектом пристрастного обсуждения в силу полемических
или апологетических тенденций лиц, занимавшихся этим вопросом,
вследствие чего его защитники обычно подчеркивали его совершенный
традиционализм, приверженность святоотеческому преданию и письменности,
а противники видели в нем исключительно новатора, а значит — и еретика.
Мы можем, однако, a priori утверждать, что чисто новаторский дух был бы
просто немыслим для религиозного образа мыслей Византии. Сам свт.
Григорий Палама считал себя приверженцем Предания и любил обосновывать
свои мысли святоотеческими свидетельствами. Легкость, с которой он
находил нужные ему цитаты, доказывает, что бы ни говорили его
противники, что он пребывал в самом средоточии церковного аскетического
и богословского предания, тесно связанных для него то друг с другом. И
было бы действительно трудно не узнать традиционного и православного
характера его учения об аскетической жизни, умной молитве, Фаворском
свете и многом другом. Однако мы не можем считать свт. Григория Паламу
просто компилятором, повторяющим то, что было сказано до него. Он
черпал свое богословие из личного опыта и умел все традиционные
проблемы аскетики и богословия формулировать новым, свойственным только
ему образом. Его учение отнюдь не является собранием разнородных
элементов, а представляет собой гармоническое целое, отмеченное
единством мысли. Среди оригинальных, но отнюдь не "новых" аспектов его
богословия следует отметить мысль о важном значении тела в духовной
жизни, о предназначении мира ангельского и мира человеческого, о
деятельности (энергии) человека, а также его апологию "художественной
молитвы" и тематическое развитие, которое он в рамках общего богословия
привносит в богомыслие о Божестве, о нетварном Свете, о сущности и
энергиях, соотнося эти мысли между собой и исследуя их в их соотношении
с "Божественной простотой". В конце концов мы можем сказать, что
традиционное мистическое учение православного Востока обрело в его
творениях как свое систематическое выражение, так и философское и
богословское оправдание. Святитель Григорий Палама своим учением о
нетварном Свете и божественных энергиях заложил в основу православного
вероучения незыблемое основание, на котором только можно утверждать
действительность общения человека с Богом и реальность его оббжения, не
впадая при этом в пантеистическое смешение, что было бы неизбежным без
различения сущности и энергий. В целом святитель Григорий Палама — не
больший "новатор", чем святитель Афанасий Великий Александрийский,
выразивший в неупотреблявшейся в его время богословской формуле
единосущный истинно традиционное учение Церкви, невзирая на протесты
лжетрадиционалистов его времени (полуариан). Как человека высокой
личной святости и одного из столпов Православия, святителя Григория
Паламу с великой любовью почитает вся Православная Церковь.
Гора Афон
Альфа и Омега. №3(6), М., 1995 с.77-82
Архиепископ Василий (Кривошеин)
|