1. Вчера, собравшись вместе с вами в церковь,
когда мы предпраздновали День Светов (Праздник Богоявления), я
разъяснил то, что следовало, говоря вашей любви о крещении во Христа,
которого мы удостоились и которое является познанием Бога и принятием с
нашей стороны обязательств в отношении Его: верой и познанием Истины,
которая — в Боге; договором же и обещанием с нашей стороны иметь и дела
и слова и образ жизни угодные Богу, — что посредством символов
совершается (при крещении). Но уча об этом, мы тут же прибавили, что
оные священные символы и чрез них и совместно с ними принятые на себя
словами обязательства, если при этом не будут исполняться на деле, не
только не приносят пользу человеку, но и справедливо навлекут на него
осуждение. Затем мы растолковали учение к народу Иоанна Пророка и
Предтечи и Крестителя, которое и само по себе определяет сущность его
крещения: потому что оно заключается в познании Бога, как мы сказали;
Предтеча же и Креститель Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
своим учением вводить нас в познание Его, возвещая Его Превечным и
Владыкою всего (мира), Судьею же живых и мертвых, Своею властью
вводящего достойных в присносущные обители, осужденных же изгоняющего в
геенну, — и свидетельствуя, что Он — Господь и Ангелов, а себя
причисляя к числу последних рабов (Его). Поскольку же крещение является
не только познанием Бога, но и нашим обязательством иметь доброе
поведете и совершать угодные Богу дела, т. о. поэтому Христов Предтеча
и Креститель приводил не только к познанию Христа, но и проповедовал
покаяние и требовал плодов достойных покаяния: — праведность
(справедливость), творение милостыни, умеренность, любовь, истину; и
показывая, что принятие на себя обязательства, если не будет
сопровождаться делами, отнюдь не оказывает пользу, но и подвергает
человека осуждению, — угрожал секирою (посечением) и представлял
неугасающий огнь и говорил: “Всяко древо, еже не творит плода добра,
посекаемо бывает, и во огнь вметаемо” (Мф. 3, 10). К тому же мы
растолковали вашей любви также и слова, обращенные к Самому Господу,
приходящему для Крещения, сказанные Крестителем, который не решался,
уклонялся, просил освободить его от сего дела и скорее сам искал
принять крещение от Господа. Но (мы также растолковали) и ответ ему со
стороны Господа, как слова Владыки, повелевающеого рабу, вместе же с
тем — и как другу и родному по плоти, открывающего ему тайну и
показывающего благовидные причины (для сего Крещения); и в нашей речи
мы тогда дошли до того места, когда Иоанн, покорившись, допустил
Господа ко Крещению. Осталось же прослушать нынешнее евангельское
чтение, повествующее сие: “Крестившись Иисус, взыде абие от воды: и се
отверзошася Ему небеса, и виде Иоанн [2] Духа Божия сходяща яко голубя
и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Сей есть Сын Мой
Возлюбленный, о Немже благоволих” (Мф. 3, 16-17).
2. Великая и возвышенная, братие, заключается в
сих немногих словах тайна Христова Крещения: с трудом поддающаяся
рассмотрению и труднообъяснимая, и не менее — с трудом постижимая; но
поскольку она имеет очень большое значение для спасения, то,
покорившись Побуждающему исследовать Писания [3] и дерзнув, возьмемся
иcследовать, насколько это постижимо, значение тайны. Как, вот, в
начале (мира), после того как Бог сказал: “Сотворим человека по образу
Нашему и по подобно” (Быт. 1, 26), создав в лице Адама наше естество,
Он — чрез всажденного в него живоначального Духа, явленного и данного
ему, явил вместе с этим и Триипостасность Творческого Божества, в то
время как вся прочая тварь была приведена в бытие и явлена как бы
единым словом Слова и глоголющаго Отца; так ныне при возсоздании нашего
естества во Христе, Дух Святый, явившись из пренебесных областей
схождением на Него, крещающегося во Иордане, явил тайну — спасительную
для разумных существ, — Высочайшей и Всемогущей Троицы. По какой же
причин при творении и при возсоздании человека является тайна Святыя
Троицы? — Не только потому, что он единственный на земле является
таинником и поклонником Ея, но и по той причине, что он единственный —
по образу Ея. Потому что чувственные и безсловесные твари животного
мира имеют в себе только дух жизни, да и тот сам по себе не в силах
существовать, совершенно же лишены безсмертного ума (“ну”) и дара слова
(или: разума); существа же сущие выше всего чувственного
(материального) Мира — Ангелы и Архангелы — хотя и духовны и разумны,
имеют безсмертный ум и слово (разум), но не имеют в себе животворящего
духа, а поэтому и телом не обладают, которое получает жизнь от сего
животворящего духа; человек же, единственный созданный по образу
Триипостасного Естества, обладает безсмертным умом и даром слова (или:
разума) и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу, поэтому
и имеет тело, имеющее от него жизнь. Поскольку при возсоздании нашего
естества, на Иордане явила Себя Высочайшая и Всемогущая Троица, словно
Первообраз запечатленного в наших душах Ея образа, то крещающиеся во
Христа после Христа, крещаются тремя погружениями в воду; Иоанн же
крестил единым погружением. И обозначая это, Евангелист Матфей
говоритъ: “Крестився Иисус взыде абие (тотчасъ) из воды”.
3. “И се”, говорит, — т. е. в то время, как Он еще
не совсем вышел из воды, но только выходил из нея — “отверзошася Ему
небеса”. Но напрягите ваши мысли, братие, молю, и внимайте умом со всем
вниманием к тому, что говорится, для того, чтобы понять смысл тайны
Крещения во Христе. Так, схождение Христа в воду и погружение в ней
предозначало Его сошествие во ад; как и восхождение Его из воды
предъявило Его Воскресение из мертвых. Посему естественно и
соответственно сему для Него, восходящего из воды, немедленно
отверзлись небеса; поскольку при Своем сошествии в ад, Он, быв ради нас
под землею, выходя оттуда, отверз для Себя, а также и для нас, все не
только земное и связанное с землею, но и самое высочайшее небо, куда
затем с телом вознесшись, Он — “предтеча о нас вниде” (Евр. 6, 20).
Потому что, как спасительную Свою Страсть Он предъявил чрез
таинственный Хлеб и Чашу и затем передал сие Таинство верным совершать
его во спасение (Мф. 26, 2629), так и сошествие Его во ад и восшествие
оттуда таинственно предъявив чрез сие Крещение в Него, Он затем передал
сие верным совершать во спасение: Себе Самому предоставляя
мучительность и тяжесть, нам же даровав с самого начала общение в Его
Страстях, но без испытания мучительности их, и делая нас, по слову
Апостола, соединенными с Ним подобием смерти Его, дабы удостоить нас в
свое время и обетованного Воскресения (Рим. 6, 8). Потому что имея душу
и тело как у нас, которые от нас ради нас Он восприял, телом Он подъял
Страсти и смерть и погребение, и самым Восстанием из гроба провозгласил
бессмертие и самого тела, и в память сих событий передал нам совершать
Безкровную Жертву, и благодаря ей, как плод ея, получить спасение;
душею же Он сошел во ад и восшел оттуда, всем дав участие в
присносущном свете и жизни, и для показания сего передал нам совершать
божественное крещение, и благодаря сему, как плод сего, стяжать
спасение: — благодаря тому и другому таинствам и благодаря обоим: Души
Его и Телу Его, обожествленным и содержащим в себе семена подлинной
жизни. Потому что на этих двух Таинствах основывается все наше
спасение; все дело Богомужного домостроительства сосредоточивается в
этих двух (таинствах).
4. “Отверзошася Ему небеса”, — не “небо”,
говорить, но — “отверзошася Ему небеса”, т. е. — все небеса: все сущее
горе, — дабы, не видя ничего из принадлежащего горнему миру и выше нас
лежащее, не подумал бы ты, что есть нечто лежащее выше и более высокое,
чем ныне Крестившийся (Христос); но разумел бы и познал Единое Естество
и Владычество, от небесного круга присущей Ему безпредельности,
достигающее до средоточий всего и до наших сих крайностей, т. е.
исполняющее все и ничего не оставляющее, чтобы было вне Его и все
спасительно содержащее и обхватывающее и простирающееся над всем, при
этом Сущее в Триех Лицах, неизреченно познаваемое Стечение.
“Отверзошася Ему небеса”, чтобы Он был явлен яснейшим образом: Сущий и
прежде создания небес, — лучше же сказать: Сущее прежде всего сущего и
Сущее у Бога и Сущее Бог и Божие Слово и Сын, имеющий Отца не раньше
Его пришедшего в бытие, и имеющего вместе с Отцем имя, которое — выше
всякого имени (Фил. 2, 9) и всякого слова (или: разума): потому что
между всеми являемыми творениями Его и Его Небесного Отца, творениями
принадлежащими как сему миру, так и к высшему миру, которые разделены и
не связаны между собою, Он единый явил Себя соединенным с Отцем и
Духом, как Сущий с Ними и прежде составления мира.
5. “Отверзошася Ему небеса”, — в то время как Марк
говорить: “разверзлись”. Потому что он так говорит: “Восходя (Иисус) от
воды, виде разводящася (разверзающиеся) небеса” (Мк. 1, 10). Почему же
один Евангелист сказал: “отверзлись”, а другой: “разверзлись”? — Дабы
от внимательно слушающих не избегло сугубое значение тайны. Так,
выражением: “отверзлись”, он показал нам, что они, по причине нашего
греха и преслушания Богу, были заперты. Потому что для Адама, после
того как он оказал непослушание Богу и услышал от Него: “Яко земля еси,
и в землю отъидеши” (Быт. 3, 19), по написанному, закрылись небеса.
Следовательно, справедливо, что Христу, во всем явившему Себя послушным
Богу, и, как Сам Он сказал Иоанну: “Исполнившему всяку правду” и чрез
сейчас совершающееся Крещение, — отверзлись небеса. Поскольку же, как
говорить сам Предтеча Господень: “Не в меру Бог дает Духа, но Отец
любит Сына и вся даде в руце Его" (Ин. 3, 34-35), является очевидным,
что Христос и по плоти приял всю безмерную и безграничную силу и
действие Духа. Небеса показали на деле, что для всей твари невозможно
вместить всю сию силу и действие Божиего Духа почему когда эти силы и
действие Божиего Духа и явили себя и как бы перешли на Сию
Богоипостасную Плоть, то небеса, не выдерживая, разверзлись
(разорвались). Прекрасно, следовательно, некто сказал Богу: “Ни небо не
чисто пред Тобою” (Иов. 15, 15 парафр.), называя “небом” — Ангелов,
сущих на небе, Архангелов, многоочитых Херувимов, шестокрилатых
Серафимов, все иное премирное естество. Следовательно, справедливо, что
ни небо, т. е. сущие на нем Ангелы, не суть чистые пред Богом небес,
потому что и со стороны высочайшей и владычней иерархии непрестанно
очищаемые и озаряемые, уступают более совершенной Чистоте. Только
единое человеческое (“катимас) естество во Христе, сущее богоипостасное
и обожествленное, богато обладает совершеннейшей чистотой и способно
вместить все сияние и светозарность, так сказать, и силу и действие
Божиего Духа. Поэтому, вот, небеса не только отверзлись, но и сами
Ангелы уступили таковому сошествию на него Божественного Духа.
6. “Крестився Иисус, взыде абие от воды, и се
отверзошася Ему небеса” (Мф. 3, 16). Лука же говорить, что когда
Христос молился, отверзлось небо. Потому что он так говорит: “Бысть
Иисусу крещшуся и молящуся отверзеся небо” (Лк. 3, 21). Потому что и во
время крещения и сходя и восходя из воды, Он молился, научая делами,
что не только священник и совершитель таинств должен молиться, но и
тот, на котором совершается таинство, при всяком священнодействии также
должен молиться, хотя бы совершитель таинства и был более совершенным в
добродетели и возсылал бы более усердную молитву; чрез него на
освящаемого сходить благодать; когда же освящаемый более достоин (чем
совершитель таинства) и более усердно молится (чем тот), Хотитель
милости (о, какая неизреченная благость!) не отказывает благодаря ему
дать участие в благодати и самому совершителю таинства, что ясно ныне
сбылось на Иоанне (Крестителе), что позднее и сам он открыто
свидетельствует, говоря: “От исполнения Его мы вси прияхом” (Ин. 1,
16).
7. Почему же только молящемуся Иисусу отверзлось
небо, и никому прежде Него? — Что говоришь? — Тот, кто, будучи (еще) во
чреве матери, разумел Богомужное домостроительство воипостасного Слова
Божия, и не только взыграл в радости Божиего Духа, Которого имел еще от
материнской утробы, но и чревоносящей его уделил благодать, тот, кто,
быв разрешен от чрева, разрешил отеческие уста, по причнне него
наказанные безгласием по повелению Ангела, тот, кто был питомец
пустыни, больше всех рожденных женщинами и превосходивший всех от века
Пророков, однако не довлел, чтобы разрешить ремень Христова сандалия
(что бы ни означал сей ремень), из числа же уступающих ему по
достоинству, кто бы довлел для того, чтобы открыть небо, лучше же
сказать: — сверхнебесные сферы? Но чтобы ты познал высоту превосходства
по сравнению со всеми Того, Кто ныне крещается, обдумай еще и то: каким
образом “отверзлись Ему”, как написано, “небеса”; нам на деле показано,
что не просто небеса, но и самые недра Небесного Отца отверзлись для
Него; потому что оттуда — Дух и глас, свидетельствующий родственность
сыновства (Мф. 3, 17); небеса же, будучи возвестителями Его (Пс. 18,
1), отверзлись как бы некие всемирные уста, и не только Ангелам, сущим
на небесах, но и людям, сущим на земле, возвестили всем, что Сын Божий
обладает равной честью по Своему естеству и по силе и по владычеству
над всем с Небесным Отцем и исходнопроисходящим от Него Духом. Итак,
справедливо, что только для Него, молящегося, отверзлись небеса,
поскольку и запечатанную книгу, — чем может быть обозначается
заключенное прежде для нас ею небо, по Каинову Откровению, никто не мог
ни открыть, ни прочесть из всех сущих на небе и на земле и под землею.
“Победил же”, говорить, "единый разгнути книгу и прочести ю (ее), Лев,
Иже сый от колена иудова” (Откр. 5, 5 парафр.). Кто же Сей Лев,
происходящей от колена Иудова, преднаучил нас Патриарх Иаков, говоря:
“Скимен львов Иуда, от колена моего, сыне мой, возшел еси: возлег,
уснул еси, яко лев, и яко скимен: кто возбудит его? Не оскудеет князь
от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная Ему: и Той —
чаяние языков” (Быт. 49, 9-10); т. е. — Тот, Кто ныне явно отверз все
сверхнебесное, единый прочел сущиия от века и во веки слова Промысла,
скрытый в недрах Отеческих сокровища премудрости, непостижимые глубины
и тайны Духа.
8. “Крестився Иисус, взыде абие от воды, и се
отверзошася Ему небеса”. Видите ли, что святое крещение является
небесными вратами, вводящими туда крещаемых? Потому что не просто
говорится; “отверзлись”, но — “отверзлись Ему небеса”; все же
сбывающееся для Него, сбывалось ради нас. Итак, благодаря Ему для нас
отверзлись небеса, и имея врата широко раскрытыми, ожидают нашего
входа. И прежде иных об этом свидетельствует первый Страстотерпец и
Мученик — Стефан. Преклонив колена, Он помолился и, воззрев, увидел то,
что никто не видел прежде Крещения Христова; потому что: “воззрев виде
небеса отверста и Иисуса во славе Отчей (Дн. 7, 55-56 парафр.); он
видел не только неизреченную славу и сверхенебесное место, но и Самого
Желанного во славе Отчей, по причине которой он первый из всех бывших
после Христа блаженным образом созерцал то, что никто прежде Христа не
видел, во что и сами Ангельские воинства устрашаются приникнуть (1
Петр. 1, 12); потому что его привлек любимый им Иисус, желая, чтобы сей
Диакон был первым на небе и гораздо более высокостоящим, чем служебные
(ангельские) духи, поскольку он был первый Мученик за Истину. Итак,
ради Него для нас открылись небеса, и чрез Себя Он нас очистил: потому
что Сам Он не нуждался ни в очищении, ни отверзении небес.
9. И Иоанн видел все сбывающееся во время Крещения
Иисусова, для того, чтобы впоследствии иметь возможность сказать
вопрошающим его: “И видех и свидетельствовах, яко Сей есть Христос Сын
Божий”; Иоанн видел Духа Божия, сходящего в виде голубя и пребывающего
на Нем (Ин. 1, 32-34), Свидетельствует же и вид голубя о чистоте Того,
на Которого сошел: потому что эта птица не слетает на нечистые и
зловонные места; свидетельствует же вместе с этим и гласу Отеческому
свыше. “И се”, говорится, т. е. вместе с видом голубя и — “глас с
небесе, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих”
(Мф 3, 17), Сей, Которого ныне указывает Мой Дух, сходя и пребывая на
Нем, как на Моем Соприсносущном Сыне; потому что Отец, словно
указательным пальцем, пользуясь Свойственным Ему и Соприсносущным и
Единосущным и пренебесным Духом, вещая вместе и указывая свыше, а
вместе с этим являя и единение с Ним, ясно показал и возвестил всем,
что Тот, Кто в это время крещается от Иоанна во Иордан, есть Сын Его
Возлюбленный
10. Затем, Дух явил Себя не только как бы неким
перстом указующего Отца, но и сошел до Него, указуемого Отеческим
перстом, как бы касаясь Его, и не только это, но и пребыл на Нем;
потому что говорится, что: Свидетельствова Иоанн (глаголя): яко видех
Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем” (Ин. 1, 32); и не
только: “на Нем”, но и — “в Нем” (чему он же — свидетель, говоря: “От
исполнения Его мы вси прияхом” (ст. 16); но и прежде явного схождения
на Него Он невидимо был в Нем; а об этом свидетельствуется со стороны
безплотных и небесных Ангелов, устами Архангела, сказавшего Зачавшей
Его в девстве: “Дух Святый найдет на Тя” (Лк. 1, 35); а также Ангела,
говорящего Иосифу относительно Нея, что: “Рожденное в Ней от Духа есть
Свята” (Мф. 1, 20). Затем, это возвещает не только единство, но и некую
взаимную связанность, чудесную и вместе неразрывную, полную и
неслитную; и Сей нам является Единый в триипостасном и всемогущем
Божестве Бог, как Он тогда соблаговолил Сам явить Себя: Отец
Пренебесный, Сын Единосущный, Дух Святый, от Отца исходящий и в Сыне
почиваюший, имеющий неслитное (с Ними) единение и нераздельное (от Них)
различие. Два — Свидетельствующие (т. е. Отец и Святый Дух); Единый же
— Свидетельствуемый (Господь Иисус Христос); свидетельствуют же Они
Свое Божество и взаимное единение и различие: Божество — на основании
сверхмирного владычества, в силу которого все небеса внезапно
разверзлись; единение же — на основами крайней и неразрывной
сцепленности и гармонии; различие же — на основами различия ипостасных
имен и ипостасных свойств.
11. Возвышается же и принятое Им наше естество к
оному достоинству; естество, которое видим нераздельно пребывающим с
Сыном Божиим, так чтобы и после Его Вочеловечения, были Три Поклоняемые
(Божественные) и озаряющие Ипостаси, в Которые мы веруем, а также
крещаемся, в божественном крещении совлекаясь ветхого человека,
облекаясь же во Христа, Нового Адама, Который наше повинное естество
соделал новым в Себе, восприяв его от девственных кровей, как
соблаговолил, и Собою оправдал его, и всех затем рожденных от Него в
дух, освободил от оного прародительского проклятия и осуждения. И что
же? Поелику Единородный Сын Божий приял от нас не ипостась, но,
восприяв наше естество, новосоделал его, соединившись с ним по Своей
Ипостаси, означает ли это, что не каждого из нас, как индивидуальную
личность, Он делает причастником Своей благодати, и не каждый в
отдельности восприемлет от Него отпущение своих личных грехов? И как
мог бы поступить так Тот, Который “хочет, чтобы все совершенно
спаслись” (1 Тим. 2, 4)и Который ради всех “приклонив небеса, сниде"
(Пс. 17, 10), и делами и словами и Своими Страстями указав нам путь
спасения, взошел на небеса, привлекая туда послушествующих Ему? — Но
естество, которое от нас, ради нас; прияв, Он новосоделал: освятившимся
и оправданным и во всем послушным Отцу явил его по причине всего того,
что, соединившись с ним по ипостаси, Он Сам совершил и пострадал;
каждого же из нас верующих не только естество, но и ипостась
(индивидуальную личность) Он новосоделал и даровал нам отпущение наших
грехов: путем божественного крещения, путем соблюдения Его заповедей,
путем покаяния, которое Он даровал споткнувшимся, и путем Причащения
Его Тела и Крови.
12. Отец, вещая свыше относительно Крестившегося
плотию: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих” (Мф. 3,
17), показал этим, что все прочее, что было раньше явлено чрез
Пророков, чрез закон положения, обещания, усыновления, — было
несовершенным и было предписано и совершалось не по непосредственной
воле Божией, но имело цель в том, что ныне совершается, и в силу того,
что ныне совершилось и оно пришло к своему завершению. И что говорю:
законоположения, данные чрез Пророков, обещания, усыновления? когда и
сотворение мира с самого начало имело свою целеустремленность в Нем,
Который долу как Сын Человеческий крещается, свыше же свидетельствуется
как единый Сын Возлюбленный Божий, для Которого все и Которым все было
создано, как говорит Апостол (Кол. 1, 16). Следовательно, для Него было
и от начала приведет в бытие человека, созданного по образу Божию, дабы
он возмог когда-то вместить в себе Первообраз; и закон данный Богом в
раю был ради Него: потому что Давний не дал бы его, если бы он вообще
имел остаться неисполненным; и то, что после сего было возвещено и
совершено Богом, можно сказать, все было сделано ради Него; и как
прекрасно мог бы прибавить кто: — и все сверхмирное, я имею в виду:
Ангельские существа и чины и сущие там законы, имели свою
целеустремленность к этому, я имею ввиду — Богомужному
домостроительству, которому от начала и до конца они служили. Потому
что “благоволение” это — непосредственная и благая и совершенная воля
Божия: Он же — Единый, в Котором Его благоволение, и в Котором Отец
почивает и совершенным образом угождается, “чуден Советник Его велика
совета Ангеле” (Ис. 9, 6), Сам послушествующий Своему Отцу и глаголющий
и дарующий послушествующим жизнь вечную, которую да будет всем нам
получить в Самом Царе веков Христе, Которому подобает всякая слава,
честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и
Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Свт. Григорий Палама
|