Спор Варлаама с Паламой первоначально касался тонких вопросов
богопознания, а затем, после вынесенных Варлаамом отрицательных
суждений о монашеской практике молитвы Иисусовой, перешел к самым
основам учения о Боге и о судьбе человека. Поэтому победа паламизма,
закрепленная постановлениями Соборов 1341, 1347 и 1351 годов, была
важна не только для сравнительно узкого круга монахов-созерцателей, но
и для всего православного мира.
Калабрийский монах привез с Запада не (как иногда полагали) влияние
католичества как такового, а основные принципы секуляризации культуры,
связанные с итальянским Возрождением. Его неуспех и победа Паламы были
яркими проявлениями факта, имевшего решающее значение не только для
Византии, но и для православных славянских стран. Факт этот блестяще
установлен Д.С. Лихачевым: на Востоке "Предвозрождение так и не перешло
в Возрождение".
Для правильного понимания исторической роли того религиозного и
богословского движения, которое обычно называется "исихазмом",
необходимо разрешить некоторые недоразумения, связанные с самим
термином исихазм, который употребляется по крайней мере в четырех
различных смыслах. Уже в древней христианской литературе он
употребляется для обозначения отшельничества, то есть формы монашества,
отличной от общежительства в больших монастырях: исихаст – это, в
собственном смысле, молчальник. В XIII-XIV веках исихазм, как
говорилось выше, тесно связан с психо-соматическими методами творения
молитвы Иисусовой, то есть указывает не на отшельничество собственно, а
на определенную школу духовной жизни, могущей проявляться и в
общежительных монастырях и в миру. В современной литературе вопроса
само богословие св. Григория Паламы, то есть учение о нетварных
энергиях, определяется как исихазм, хотя Палама видел в этом учении
всего лишь святоотеческое богословие об отношении Бога к тварному миру.
Наконец, понятие исихазм применяется в еще более широком смысле ко
всему движению ревнителей православия, которые во второй половине XIV
века распространяли свое влияние на всю Восточную Европу и особенно –
на Московскую Русь. Эти четыре несходных словоупотребления необходимо
различать хотя бы для того, чтобы верно определить соотношение между
исихазмом (будь то в узком или в широком смысле этого понятия) и
другими явлениями общественной жизни и культуры.
Так, отшельничество, или безмолвие (то есть исихазм в точном и
первоначальном смысле этого слова) не является необходимым элементом в
богословии Паламы, которое разделяли и деятельные церковные иерархи
типа патриарха Филофея, и видные политические деятели (например,
император Иоанн Кантакузин), и их идеологические последователи в
Болгарии, Сербии, на Руси. В последние годы среди искусствоведов горячо
обсуждался вопрос о влиянии исихазма на искусство так называемого
Палеологовского Ренессанса, на связанное с ним возрождение искусства
южных славян, а также на творчество гениев живописи Северной Руси:
Феофана Грека и преп. Андрея Рублева. Некоторые авторы расценивают
влияние исихазма отрицательно: торжество византийского монашества на
Соборах 1341 и 1351 годов прервало Палеологовский Ренессанс и привело к
иссушению форм искусства, тогда как гений Феофана и Рублева не имеет
преемственной связи с исихазмом. Другие, наоборот, объясняют все
оживление живописного искусства в Византии и на Руси именно влиянием
исихазма, но одновременно противополагают паламитский "догматический"
исихазм (который противостоял "гуманизму" и поэтому задержал творческое
развитие искусства в Византии) исихазму "истинному", представители
которого (например, преп. Григорий Синаит или на Руси преп. Сергий
Радонежский) будто бы не интересовались "догматами", но зато
вдохновляли творцов искусства. Есть также исследователи,
воздерживающиеся от определенного суждения о влиянии исихазма на
живопись.
Более глубокое ознакомление с текстом "Триад",
то есть основного манифеста богословия св. Григория Паламы, должно
помочь исследователям придти к более точным выводам и о природе
исихазма, и о его отношении к искусству. Нам лично представляется, что
вряд ли возможно установить идеологическое различие между византийскими
богословами, возглавляемыми Паламой, и той плеядой деятелей, благодаря
которым византийская православная культура проникала в южно-славянские
страны, а через них и в Россию. К этой плеяде принадлежал патриарх
Константинопольский Филофей, патриарх Тырновский Евфимий и митрополит
Киевский и всея Руси Киприан. Последний, как известно, был в близком
сотрудничестве с северно-русскими монашескими кругами, о чем
свидетельствует его сохранившаяся переписка с "игуменом всея Руси"
преп. Сергием.
Не подлежит сомнению, что творчество Феофана Грека и Андрея Рублева
принадлежит тому же движению ревнителей и творцов православной
культуры. Византийское "Предвозрождение" было перенесено на русскую
почву и тут дало в области искусства исключительно богатые плоды. Но
эта плодотворность исихазма в России не исключает несколько иных
последствий его победы в Византии: здесь Варлаамом и другими
византийскими гуманистами проповедовался светский эллинизм, ведший
культурное творчество от Предвозрождения к Ренессансу настоящему, то
есть к секуляризации культуры.
Св. Григорий Палама и его ученики были несомненными противниками
этого перехода. Победа паламизма действительно приостановила в Византии
развитие искусства в сторону "эллинизма" и секуляризованного
Ренессанса, тогда как на Руси она наоборот способствовала расцвету
Предвозрождения. Ученики Паламы возродили на Руси интерес к
святоотеческой литературе и духовным традициям Вселенского Православия.
В лице митрополита Киприана они боролись с тенденциями, ведущими к
раздроблению Русской Церкви на несколько митрополий, защищали единство
митрополии Киевской и всея Руси, включавшей в себя не только Московское
княжество, но и Литовскую Русь. Это предполагало союз и мир между
Москвой и Литвой, конец шовинистического провинциализма отдельных
княжеств и церковное строительство в соответствии не только с местными
интересами, но и с высшими принципами церковной истины и кафолического
единства Церкви. Усилия митрополита Киприана отчасти увенчались успехом
и способствовали созданию условий, при которых стала возможной
Куликовская победа над татарами.
Мы уже упоминали о том, что движение религиозного и культурного
возрождения в Византии и славянских странах, связанное с победой
паламизма в Константинополе, было гораздо шире собственно исихастского
или вообще монашеского, хотя истинные отшельники (например, преподобный
Григорий Синаит в Болгарии и преподобный Сергий Радонежский на Руси)
играли в нем видную роль. К движению примыкали и общественные деятели,
и иерархи, и живописцы. Всех их объединяло живое восприятие тех
религиозных и богословских истин, которые лучше всего выражены в
"Триадах" св. Григория Паламы: Бог не сводим к категориям рассудочного
мышления (и тем менее – к каким бы то ни было земным ценностям); он
выше всего, что человек может о Нем воспринять. Но при этом Бог любит
человека и любит мир и поэтому, по Собственной воле, выходит из Своей
неприступности и является человеку. Человек также по самой своей
природе обладает способностью "выхода из себя", то есть восприятия
Того, Кто выше его самого. В этом его богоподобие, в этом его призвание
– стать царем твари, потому что выход из себя предполагает не разрыв с
обычной жизнью, а наоборот, возвращение в нее с целью ее преображения и
спасения от зла и смерти.
Воскресшее и преображенное Человечество Иисуса Христа есть цель и
надежда людей. Ему человек приобщается в Церкви. В нем он обретает
обожение, то есть общение с единственно-истинной вечной жизнью. В ней
он побеждает смерть и получает новую живительную силу для спасения
всего мира. Именно это откровение о спасенном и Богом возлюбленном
человечестве и является предметом многих памятников литературы и
церковной поэзии, а также гениальных икон и фресок, созданных в конце
XIV века. Они излучали свой радостный свет в храмах и в домах людей.
Именно это откровение защищал св. Григорий Палама, выступая против
номиналистического агностицизма, принесенного из Италии Варлаамом
Калабрийцем.
Из кн. прот Иоанна Мейендорфа "Православие и современный мир. (Лекции и статьи)" Минск, "Лучи Софии", 1995
Протопресв. Иоанн Мейендорф
|