Признаться, я был поражен
невероятной популярностью в исламском и, особенно, в арабском мире
гитлеровской «Майн Кампф». Образец литературы – едва ли, образец
политической публицистики – весьма сомнительный. Впрочем, таково было
мое впечатление, человека, искушенного в третьем томе «Капитала». Так
или иначе, Гитлера издают и раскупают и в Каире, и в Бейруте, и
особенно – в Палестинской автономии. Вполне возможно, что функционеры
«ФАТХа», «ХАМАСа» и им подобных конспектируют эту книгу на
политзанятиях и сдают зачеты.
Другой
всем доступный источник – Священный Коран, но вот его-то рядовому
читателю осилить значительно сложнее, чем марксовы хитросплетения.
Средневековый арабский в принципе понятен, тем более что Коран написан
с «огласовками» - значками над и под строчками, указывающими путь к
правильному произношению. В светском же языке (в газетах, например)
пишутся преимущественно согласные, которые в разных диалектах арабского
могут и различаться. Тот же принцип «консонантного письма» существует в
более древнем иврите и еще более древнем египетском письме.
Но сложность Корана не в этом. Прочитать все-таки
можно, но что делать, если там написано: «Аллах дал евреям, как
избранному народу, землю обетованную?»
Мудрецы думают. И приходят к выводу: никаких
евреев в Палестине нет, они все убежали после разрушения Второго Храма.
Уже потом, после воцарения Османской империи, пришли хазарские тюрки,
исповедовавшие иудаизм, и начали отбирать исконные арабские земли. Они
и есть нынешние евреи.
Да и вообще – Адам, прародитель человечества, был
мусульманином. Праотец Авраам – без всяких сомнений тоже, как и Моисей.
На последнего, кстати, вешают и обвинение в том, что выход из Египта
сопровождался кровавым избиением египтян. Ни Библия, ни Коран не дают
этому подтверждения; Коран, появившийся всего 14 веков назад, просто
конспектировал библейскую историю, не изменив смысла.
Что делать? Вопрос появился в связи с состоянием
мусульманского общества, не нашедшего выхода ни в марксистских идеалах,
ни в образцах западной демократии и выбравшего однозначно радикальный
ислам. Собственно, вопроса-то и нет. Посмотрим, что делают.
Папу Римского обвинили в оскорблении ислама – за
цитату из средневекового византийского императора Мануила II Палеолога,
который обвинил пророка Мухаммеда в продвижении веры путем меча. Мануил
тоже призывал к диалогу вер – но через столетие пал Константинополь, и
Святая София, один из самых великих храмов христианства, была
превращена в мечеть… Мог ли быть тогда диалог между христианством и
исламом?
Как ни странно, он был раньше, еще во времена
Крестовых походов и Реконкисты. Были и взаимные посещения враждующих
лагерей, и интеллектуальные диспуты, на которых присутствовали монархи,
и рыцарские турниры, на которых провозглашалась лишь единоличная победа
– а вовсе не победа веры. Тогда еще соперничающие цивилизации –
исламская и христианская – говорили на одном языке, оперировали одними
понятиями, унаследованными от Древней Греции.
Тюркское нашествие смешало все карты. Захлебнулись
и арабское нашествие, и Крестовые походы. Новые пришельцы не признавали
ни договорных обязательств, ни рыцарских кодексов, которые ушли в
небытие после вторжения в регион монгольских завоевателей (они, кстати,
уничтожили считавшийся неприступным замок Аламут, цитадель знаменитого
ордена ассассинов).
Огнем и мечом завоевали арабы христианскую
Испанию. Некоторые утверждают: католическую. Это вряд ли.
«Католическими величествами» называли себя Фердинанд и Изабелла,
завершившие Реконкисту и отправившие Колумба в Америку. Во времена
арабского завоевания большинство населения было арианами – тоже
христианами, но их уже долгие века считали еретиками. Лишь вестготские
сюзерены испанских княжеств и королевств, потомки разорителя Рима
Алариха, приняли к тому времени католичество. Может быть, поэтому
арабское наступление прошло так успешно – вплоть до французского
Пуатье, где арабов, наконец, разгромил Карл Мартелл. Впрочем, еще в 718
году вестготский князь Пелайо нанес серьезное поражение армии Омейядов
и основал королевство Астурию на севере нынешней Испании. С этого и
началось отвоевание – «реконкиста», продолжавшаяся больше 7 столетий.
Мавританская архитектура в Испании – это
действительно стоит посмотреть. Местные жители – каменщики, еврейские
архитекторы и наблюдающий над ними меланхолический эмир, слагающий
время от времени чудесные стихи. К концу XV века вся Испания уже была
отвоевана, оставалась только Гранада. На севере Африки, откуда арабы
пришли когда-то – уже Османская империя. Тихо ушло арабское владычество
из Испании, не оставив плохой памяти. Остались географические названия,
остались гастрономические пристрастия, экзотические мелодии и танцы,
осталось свирепое понятие чести, не испорченное османским игом.
Может ли быть сейчас диалог между христианством и
исламом? Мусульманские клирики и общинные лидеры в Европе утверждают:
да, этот диалог нужно продолжать, и высказывания, наподобие
Регенсбургской лекции Бенедикта XVI, этому только мешают. Иначе говоря,
откровенный богословский диспут, наподобие тех, что происходили в
далеком прошлом, сейчас явно неуместен – ведь он может получить
нежелательную огласку. А этого не должно ни при каких условиях
случиться – ведь ислам всегда прав. Иначе говоря, спорить можно только,
если есть стопроцентная возможность доказать свою правоту.
«Майн Кампф» - по арабски джихади, «Моя борьба» -
по тиражам опережает любую другую книгу в Палестинской автономии.
Впрочем, еще инициатор первой антиизраильской войны 1948 года,
иерусалимский муфтий хадж Амин аль-Хусейни был личным другом Гитлера,
известны его письма Эйхману, в которых он умолял последнего полностью
истребить евреев Европы. Кстати, именно на базе его учения была создана
в 1964 году Организация освобождения Палестины. Мир все спорит,
требует, чтобы ХАМАС признал Израиль, а «умеренный» ФАТХ, основа ООП,
до сих пор содержит в своем уставе пункт об уничтожении Израиля.
Вовсе это не ново, и мир промолчал, когда в 1978
году президент Египта Анвар Садат, выступая в израильском кнессете по
приглашению Менахема Бегина, демонстративно предстал на трибуне в
галстуке, украшенном нацистскими свастиками. Всё это время великие
державы потели, перетягивая канат каждая на свою сторону – кому
всё-таки достанется Ближний Восток? Арабские националисты, воспитанные
сподвижниками Гитлера, надули всех – и выпустили призрак джихада.
Но здесь просчитались и они сами – ведь джихад
понятие религиозное, без одобрения духовенства он не пойдет. И
мусульманское духовенство охотно пошло на сотрудничество, забирая всё
больше и больше власти, пока это не стало угрожать государственным
устоям. Тем более что государственные структуры фактически утеряли
контроль над пропагандой – главным инструментом нацистской (или
коммунистической) системы.
Мусульманские клерикалы забрали всё себе: и
нацистскую идеологию, скрестив ее с исламом, и геббельсовские методы
тотального оболванивания, уже не раз доказавшие свою эффективность. Где
человек найдет истину в последней инстанции? Только на пятничной
молитве в мечети! Именно там ему скажут, в чем грех Папы Римского и
почему надо убивать евреев (ссылаясь, конечно, на Коран).
Хороший, мудрый был Папа Иоанн Павел II. Немалую
роль сыграл он в устранении самой, наверное, страшной опасности,
угрожавшей человечеству – тоталитарного коммунизма. Но однажды, в
экстазе миротворчества, взял и извинился перед мусульманами за …
Крестовые походы.
Почему? Что, захват и разграбление христианских
святынь (находившихся под патронатом Византии) арабскими полчищами был
законным актом? Ограбление и убийство тысяч паломников к святым местам
– актом милосердия? Какие беды принесли Крестовые походы местному
населению, которого практически не было, арабы еще и не помышляли
селиться в этом не слишком плодородном районе? Конечно же, были
сражения соперничающих армий, и не всегда они были победными для
крестоносцев. Грабеж, мародерство, измены – это атрибутика любой войны,
не только средневековой. Но всё-таки для меня Крестовые походы – это
предмет гордости, за что извиняться грешно.
Кстати, извинялись ли когда-либо мусульмане за
разорение богатейших испанских или французских провинций, которые они
хотели сделать своей вотчиной? Извинялись ли за оккупацию Сицилии,
Мальты, Балкан, Греции, Румынии, Венгрии – стран, откуда сотни тысяч
невольников вывозились на рынки «живого скота» Ближнего Востока,
существующие, кстати, и в наше время?
Уверен – меня обвинят в том, что я мешаю диалогу
культур. Не знаю, где этот диалог происходит, с удовольствием бы в нем
поучаствовал. И – задал бы те же вопросы, в рамках равноправного
диалога они закономерны, не правда ли?
Пока же диалог ведется явно неравноправный; с
одной стороны, полицейский допрашивает обкурившегося наркомана,
говорящего, что он воин джихада (явно криминальный случай), либо
германский (увы) профессор объясняет на цифрах, как же мусульманам
тяжело в Германии. Понятно, что здесь профессор получает многократно
больше – хотел бы я, чтобы и на их зарплату он как-нибудь пожил. На ту,
что он так хотел платить функционеру ФАТХ – в Германии уж точно прожить
можно.
Тем не менее, Папу Римского (кстати, в арабской
прессе его называют намеренно уничижительно: ватиканским папой) ругают
как только можно, домогаются извинений перед всем мусульманским
сообществом, даже требуют его отставки, а какие-то организации
объявляют ему смертный приговор. Я уже говорил, как действует арабская
(или вообще мусульманская) улица. Пятничная мечеть, помните? Где:
убивать, убивать, убивать…
На этом фоне совсем уж шуткой выглядят издания в
Турции европейской и мировой классики. Оказалось, герои около ста из
них обращены … в ислам. «Три мушкетера» читали? Так вот, Арамис не
епископом хотел стать, а ИМАМОМ! А д’Артаньян постоянно упоминает
Аллаха. И это в Турции, с ее богатейшей литературной традицией, а ее
блестящий представитель Орхан Памук стал нобелевским лауреатом в этом
году!
Я бы не стал причислять Турцию к «исламскому
сообществу», хотя 99,8% ее населения составляют мусульмане. Не потому,
что она стремится в Евросоюз, не потому, что часть ее всё-таки
находится в Европе. Турция вносит и солидный вклад в мировую экономику,
да и по всем параметрам это уже давно не «больной человек Европы».
Восточные соседи ее – больны. Не только
экономически – их вклад в мировое производство как был ничтожен, так и
остается. Исключение составляет Ирак – мы каждый день слышим лишь о
новых жертвах, а, между тем, экономика Ирака является самой
стремительно развивающейся и самой многообещающей из всех стран региона
Ближнего и Среднего Востока. У людей есть стимулы к развитию и нет
давления непредсказуемой власти сверху – что еще нужно, чтобы жить
по-людски? Им нет никакого дела ни до Папы Римского, ни до Израиля, ни
до того безумия, что каждый день происходит в Багдаде. И плевать им на
«Майн Кампф» - некогда им читать.
Вы заметили – исламизм, он же исламо-фашизм, он же
джихадизм, культивируется там, где можно найти и завербовать
максимальное количество «воинов джихада». Вероятно, главный центр – и
пропагандистский, и вербовочный – это Палестинская автономия. Делается
это не без помощи соседней Сирии. Созданный там 30-серийный сериал
крутился повсюду. Тема: «преступная история сионизма».
Например, двадцатая серия, показанная в прошлом
ноябре, посвящена классическому сюжету антисемитизма - кровавому
навету. Раввин, которого играет актер-араб, поручает члену своей
синагоги помочь ему сделать следующее:
- похитить сына своего соседа-христианина;
- доставить его в синагогу;
- перерезать ему горло;
- нацедить его кровь в таз;
- использовать кровь для пасхальной мацы;
- накормить мацой членов синагоги.
В шестой серии этого фильма группа раввинов и
других евреев, живущих в каком-то румынском гетто, собирается, чтобы
подвергнуть пыткам и убить человека, вся вина которого состоит в том,
что он женился на нееврейке. Вот как наставляет главный раввин своих
приспешников:
- Сначала зажмите ему нос. Затем откройте ему
щипцами рот. Налейте туда свинец. Отрежьте уши. Проткните его ножом,
пока он еще не умер от свинца. Это священный суд Талмуда. Если
кто-нибудь из вас сделает что-то не так, я буду судить его так же, как
и этого преступника.
Вам достаточно отрывков из арабского
«киноискусства»? Может быть, еще какие-нибудь карикатуры из любой
ежедневной арабской газеты смогут вас окончательно убедить?
Вернемся к диалогу культур. Само слово «диалог»
предполагает двоих, но участников может быть и больше. Я могу назвать
десятки изумительных, содержательных культур, составляющих бесценное
достояние человечества. Среди них нет ничего, что можно было бы
обозначить: «исламская культура».