Два святейших, глубочайших стремления души нашей возносят нас превыше всякой твари: это стремление к правде и к бессмертию, свойственные только душам высоким, живущим духовной жизнью. Не может душа наша, дух наш допустить, что смертные грехи человеческие останутся безнаказанными. Требует душа наша, жаждущая правды, чтобы все грешники были наказаны. А видим мы, что в жизни этой далеко не всегда бывает так, наоборот, часто грешники благоденствуют, а праведные страдают. Не может душа наша примириться и с тем, что дух святых, например, преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, может просто куда-то исчезнуть, совсем перестать существовать. Это совершенно не вмещается в сердце наше. Оно безусловно требует, чтобы св. Серафим и все великие святые, все мученики, все праведники, все благочестивые и чистые люди жили жизнью вечной, жили у Бога, чтобы великое добро души их никогда не переставало возрастать в вечности и бесконечности, чтобы всегда приближались они к Богу, живя в Новом Иерусалиме, в Царстве Небесном. Бессмертие есть безусловное требование души христианской. Св. апостол Павел говорит, что если не верить в воскресение мертвых, в жизнь вечную, то тщетна вера наша, бесполезна она для нас, и ничем не будем мы отличаться тогда от неверующих. Вера в бессмертие есть абсолютная обязанность и долг каждого христианина. И именно против нашей веры в бессмертие с такой решительностью, с такой беспощадностью восстают люди, отрицающие все духовное. Они считают веру нашу в бессмертие бессмысленной; они, признающие только то, что видят глазами своими, что слышат ушами своими, что осязают руками своими, — только то, что можно измерить и взвесить, одно только материальное, — говорят, что после того, как со смертью нашей умрет и разрушится мозг наш, остановится навеки сердце, померкнет и исчезнет сознание, не может быть вечной жизни. Они думают, что все кончается со смертью, что за гробом нет ничего, только вечная тьма, вечная пустота. Это свое мнение они основывают на том, что будто наука физиология показала с полной очевидностью: вся наша духовная жизнь — все помышления, все чувства, сознание — зависят полностью от деятельности мозга. И думают они, что если угаснет навеки деятельность ума, деятельность сгнившего мозга, то дальше нет возможности ни о чем помышлять, ничего чувствовать или сознавать. Это вполне логично, и последовательно для тех, кто отрицает все духовное, кто верит только в материальное. А мы все материальное считаем неизмеримо менее важным, неизмеримо более низким, чем духовное. Мы глубоко убеждены, верим в то, что наряду с жизнью материальной существует безграничная жизнь духовная, — та жизнь, которая совершается и в нас самих, та жизнь, которая дает нам способность молиться и входить в непосредственное общение с Богом. Мы верим в то, что, помимо всего видимого, ощущаемого, существует еще безграничное множество того, чего не постигаем мы чувствами нашими. Ибо знаем, что ум наш чрезвычайно ограничен и постигает очень немногое из того, что происходит во всей вселенной. Знаем, что существует воинство небесное, святые духи, служащие Богу. Знаем, что и в душах наших нередко происходит великое, таинственное познание высшего, познание не умом нашим ограниченным, а сердцем и духом. Мы знаем, что живем тем глубоким, таинственным познанием, которое философы называют интуитивным. Интуиция — это познание истины, познание сущности вещей не умом, а сердцем и всем существом нашим. Мы знаем, что, по слову апостола Павла, существо человеческое трехчастно, что человек состоит из тела, души и духа. Что же такое душа? Что такое дух? Какая разница между ними? Из Св. Писания известно, что душу имеют не только люди, но все живые существа, ибо запрещено было древним законом народу Израильскому употреблять в пищу кровь животных, потому что в крови животных душа их, и нужно с трепетом и благоговением относиться к душе животных. Разве не знаете вы, что животным, которые вас окружают, — собаке, лошади, — свойственны те же самые чувства, то же понимание, какое свойственно и нам, людям? Вот это понимание, вот это чувство, часто чрезвычайно глубокое в душе животных, и составляет сущность их души. В человеке душа есть реакция нашего мозга и сердца на восприятие нашими чувствами — зрением, слухом, осязанием — окружающего нас. Эти восприятия перерабатываются в сознании нашем, в уме и чувствах. И пока мы живы, непрестанно происходит этот удивительный процесс переработки в душе тех впечатлений, которые воспринимаем мы извне. Вот эта деятельность и есть наша душевная деятельность. Есть люди, которые так низко стоят в духовном развитии, что их душевная деятельность совершенно подобна душевной деятельности животных, и почти полностью ограничивается ею. Но есть люди, у которых огромную силу и власть имеет дух. Такие люди — носители Духа Святого, ибо если человек создан по образу и подобию Божию, то это значит, что он получил от Бога дыхание Духа Святого. Дух Святой живет и действует в нас во все время жизни нашей. И все то, что происходит в уме нашем и в сердце, теснейшим образом связано с жизнью духа. Все, что мы думаем, чувствуем, творим, желаем, кладет неизгладимый отпечаток на жизнь нашего духа, и под влиянием того, чем живет душа наша, что происходит в умах и сердцах наших, формируется и растет (или не растет) дух наш. И если вся наша жизнь, все помыслы и желания направлены к святому, доброму, великому и истинному, то дух наш все более и более углубляется и возрастает и наконец получает великую власть над душой и над телом. Вы знаете о святой Марии Египетской, о том, какую безмерную власть приобрел ее дух над телом. Вы слышали, что тело ее становилось невесомым и поднималось над землей; она, как по суше, переходила через воды Иорданские. Такова великая жизнь духа, постепенно освобождающегося от уз плоти и приобретающего над нею безмерную власть. В жизни нашей совершается нечто весьма подобное тому, что можем мы сказать о жизни виноградной лозы. Прекрасной, чистой, полной красоты жизнью живет виноградная гроздь. Она зреет под лучами солнца, питается соками лозы. Покрытые нежным пушком ягоды винограда орошаются небесной росой. Но созрела гроздья, и пришло время ей быть выжатой и превратиться в ничтожные выжимки, обреченные на гниение. Она умерла. Но не вся, ибо после нее продолжает жить тот сок ее, то вино, начало и жизнь которому она дала. Во время жизни грозди в соке виноградном формировалось все прекрасное, все полное тончайшего вкуса — формировался сок виноградный, подобно тому, как формируется дух наш во время жизни телесной и душевной. Так и дух наш, — после того, как освободится от уз тела, будет продолжать жизнь вечную и бесконечную и будет совершенствоваться в том направлении, какое избрал человек при жизни своей. Добрый, святой дух будет совершенствоваться в Царстве Небесном, а злой, мрачный дух будет вечно мучиться в обществе дьявола, отца всякого зла и всякой тьмы. Св. апостол Павел говорит нам о том, что слышим мы постоянно от неверующих, от отвергающих бессмертие: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?" (1 Кор. 15, 35). Нам говорят — как можно верить в то, что совершенно сгнившие тела человеческие могут воскреснуть, могут снова облечься в плоть? Нам говорят, что безумно верить в то, что тело человека, растерзанное диким зверем, тело, которое было переварено в желудке этого зверя, или тело человека, проглоченного акулой и бесследно исчезнувшее в утробе ее, — может снова воскреснуть. Нашу веру в воскресение считают бессмысленной. А мы верим, безусловно верим и совершенно убеждены в том, что мы воскреснем. Надо только понимать, в каких телах мы воскреснем. Вы знаете, что когда Господь Иисус Христос по воскресении Своем являлся ученикам Своим, то тело Его воскресшее обладало теми свойствами, какими оно не обладало при жизни Его, — оно проходило через закрытые двери. Господь Иисус Христос, встретив апостолов Луку и Клеопу на пути из Иерусалима в Еммаус, вечерю с ними сотворил и на Вечери говорил им о том, что слышали они еще при жизни Его. Но они не узнавали Его, ибо сказано в Писании, что очи их были удержаны. Они, видя, не видели, они не узнали Господа Иисуса, и узнали Его только тогда, когда Он, как на Тайной вечери, преломил хлеб, благословил вино и подал им. Но когда ученики узнали Его, Он внезапно скрылся из вида. Вот еще новое свойство воскресшего Спасителя — тело его могло становиться невидимым. Образ Его изменился так, что апостолы или совсем не узнавали Его, или с трудом догадывались, что это Иисус Христос. Итак, тело Господа Иисуса Христа по воскресении было уже не тем, каким оно было при жизни Его. О воскресении наших тел вот что говорит св. апостол Павел: "Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1 Кор, 15, 42—44). Наше тело св. апостол называет телом душевным. Душевным телом обладают все животные. Но апостол говорит, что помимо него есть еще тело духовное, "но не духовное прежде, а душевное, потом духовное". Не сразу может явиться тело духовное. Нужно, чтобы жизнь человеческая прошла через стадию существования человека душевного. Нужно, чтобы умер душевный человек и тогда воскреснет тело духовное, подобное тому духовному телу, которое видели ученики у воскресшего Господа Иисуса. "Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1 Кор. 15, 48—49). Как мы при жизни нашей были носителями образа душевного, так и в жизни вечной мы будем носителями образа духовного. "Скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1 Кор. 15, 50). Не может быть, чтобы тела наши воскресли в том виде, каковы они здесь, на земле. Не может быть, чтобы плоть и кровь наследовали Царствие Божие. Но в образе духовном будем мы жить жизнью вечной. "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор. 15,51—52). Живые люди внезапно изменятся, душевные тела превратятся внезапно в тела духовные, "ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15, 53). Смертное наше облечется в бессмертие тогда, когда воскреснем мы не в душевных телах, а в новых, духовных телах, которые будут способны жить в горнем Иерусалиме, сходящем с неба. Но, скажут неверующие, как может это быть? Но я уже говорил, что в жизни нашей дух принимает самое глубокое участие: он воспринимает все, что происходит в теле нашем и в душе нашей, и, наоборот, сам имеет огромную власть и глубочайшее влияние на жизнь нашего тела. Все, что происходит в теле, все физиологические процессы направляются духом нашим. Дух творит тело, дух в теле созидает себя, свою форму. Дух властвует над материей тела. И когда придет время воскресения мертвых и тленное облечется в нетление, тогда бессмертный дух человеческий, может быть, найдет и все те элементы, из которых состояло земное тело наше. Поэтому не можем мы не верить в то, что дух наш снова создаст из распавшейся на атомы материи наши тела, но уже не прежние, душевные, а новые, духовные. Это нисколько не противоречит разуму, это признают многие серьезные философы. Вера в бессмертие есть принадлежность огромного большинства самых выдающихся умов человеческих. Только те, кто отвергает все духовное, могут отвергать бессмертие. А для нас ныне воссиял небесным светом луч жизни вечной — из гроба воссиял, ибо воскрес Христос и самым воскресением Своим убедил в том, что воскресение возможно и своим воскресением Он открыл нам всем путь к воскресению и жизни вечной. Этот небесный свет, озаривший мир из гроба Христова в день Его воскресения, да озарит сердца ваши, да проникнет во все самые отдаленные закоулки вашей жизни, ваших помышлений, ваших чувств. Да станет глубоким, ничем не преодолимым убеждением вашим вера в бессмертие, вера в воскресение. И да воскресит всех нас Господь наш Иисус Христос. 7 мая 1945 г.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
|