|
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Матф.5:7)
|
|
|
|
Каталог статей |
|
О встрече со Христом. Рождество Христово
«Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на
земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля!» – Этими словами
начал свою рождественскую проповедь святитель Григорий Богослов, и с
тех пор на протяжении шестнадцати столетий они звучат в нашем церковном
богослужении, ставя перед нами одни и те же вопросы. В чем значение
Рождества Христова для каждого из нас. Как мы можем встретить Христа,
приходящего с Небес. Как можем мы вознестись от земли на Небо. Как
можем прославить Христа своей жизнью?
Многие религии, исповедующие Единого Бога, обещают человеку, что он
сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его
присутствия и близости. Но ни одна религия, кроме христианства, не
позволяет человеку познать Бога как брата, как друга. Через воплощение
Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы
становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы
иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу
судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас
ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам
открыта. Истину о том, что нет пропасти, разделяющей Бога и человека,
нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом –
один на один, лицом к лицу.
Встреча эта происходит в нашем сердце. Ради этой встречи пришел Господь
на землю, стал человеком и прожил человеческую жизнь: родился в вертепе
Вифлеемском, бежал в Египет, вернулся в Назарет, воспитывался в доме
плотника, крестился, вышел на проповедь, ходил по Галилее, Самарии и
Иудее, проповедуя Царство Небесное и исцеляя болезни человеческие,
претерпел страдание и крестную смерть, воскрес из мертвых и вознесся на
Небо. Все это ради того, чтобы произошла таинственная встреча, чтобы
разрушилась преграда между человеком и Богом, воздвигнутая человеческим
грехом. «Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и
херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся»,
– поется в церковной песни. Преграда разрушена, и меч херувимский,
преграждающий вход в рай, отступает; врата рая открываются, и человек
возвращается к древу жизни, от которого питается Небесным Хлебом.
История грехопадения Адама – это история всего человечества и каждого
человека. Грех Адама повторяется в каждом из нас, когда мы
отворачиваемся от Бога и грешим. Но и Христос воплощается для каждого
из нас, а потому и спасение Христом Адама – это наше спасение.
«Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася», –
говорится в каноне, который читается на повечерии предпразднства
Рождества Христова. Во Христе всем людям возвращается та богоподобная
свобода, которую Адам и его потомки утратили через грех и отпадение от
Бога.
Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение «вторым творением»,
когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя
человеческую плоть, «вторым общением» между человеком и Богом:
«Существующий начинает существовать; Несозданный создается;
Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие
плоти, чтобы я обогатился Его Божеством... Что за новое таинство? Я
получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и
образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с
нами, которое гораздо лучше и выше первого».
В воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина,
обмен между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую
природу, а нам дарует Свое Божество. Через воплощение Слова происходит
обожение человека. «Слово воплотилось, чтобы мы обожились», – говорил
святитель Афанасий Великий. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы
сынов человеческих сделать сынами Божиими», – сказал святой Ириней
Лионский. Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту
творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку
Воплотившимся Словом.
И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление
человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое
произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа,
которое вновь и вновь происходит в наших душах. Ибо душа человека – это
«скотские ясли», которые Бог делает вместилищем Своего Божества и
храмом Своим. Человек в грехопадении «уподобился скотам несмысленным»,
но Бог приходит к падшему человеку и делает душу его местом, где
происходит таинственная встреча между Ним и нами.
Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в
истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В
глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так
воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души – там, где умолкает
разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу.
Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и
пастухи вместе с Ангелами вышли навстречу Ему – так тихо и незаметно
для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему
навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.
Мы таинственно встречаем Христа в молитве, когда обнаруживаем, что
молитва наша принята и услышана, что Бог «пришел и вселился в нас» и
наполнил нас Своим живоносным присутствием. Мы встречаем Христа в
Евхаристии, когда, причастившись Тела и Крови Христовых, вдруг
чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной
энергией и в жилах наших течет Кровь Бога. Мы встречаем Христа в других
Таинствах Церкви, когда через соприкосновение с Ним обновляемся и
оживотворяемся для Жизни Вечной. Мы встречаем Христа в наших ближних,
когда человек вдруг раскрывается для нас и мы прозреваем сокровенную
глубину его, где сияет образ Божий. Мы встречаем Христа в нашей
повседневной жизни, когда среди шума ее вдруг слышим Его призывный
голос или когда видим Его явное и внезапное вмешательство в ход истории.
Именно так – внезапно и неожиданно – вмешался Бог в жизнь человечества
двадцать веков назад, когда Своим Рождением повернул весь ход истории.
Именно так рождается Он вновь и вновь в душах тысяч людей и изменяет,
преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из
неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.
Пусть праздник Рождества Христова станет праздником рождения Христа в
нашей душе и нашего возрождения во Христе. Умолкнем для мира, чтобы в
душе нашей родилось Божие Слово и наполнило нас Божеством, светом и
святостью.
|
Категория: Праздники |
Просмотров: 840 |
Добавил: Stas |
Дата: 05.01.2007, 23:59
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|
Кто на сайте |
|
|
Всего: 6 Скоромимоходящие: 6 Пользователи: 0
Активность за последние 15 мин.
|
|
|