Еще древние мудрецы замечали, что нет на свете общества без религии и без политики. Благочестивое устремление человека к Небу отражается и на общении с себе подобными. В свою очередь, политические отношения, понимаемые как искусство совместного бытия, не могут не учитывать религиозные нормы. Однако помрачение человека грехом, нарушая Божественный замысел, неизбежно привносит в жизнь людей порок и неправду, делая весь мир лежащим во зле (1 Ин. 5. 19). Политика обыкновенно строится вокруг власти. Мы знаем, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13. 1). Власть одних и подчинение этой власти других присутствуют в замысловатой ткани мироустройства. Но любое ли распоряжение властей предержащих соответствует Божественной воле? Всегда ли власть правильно устрояет жизнь на земле и помогает, или по крайней мере не мешает, людям идти к жизни вечной? Апостол, продолжая начатую мысль, замечает, что «противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13. 2-4). Итак, чтобы исполнять свое предназначение власть должна служить Богу и делать добро. В некоторых культурных традициях светская и духовная власть отождествляются. Такое понимание нераздельности власти, а иногда – даже ее обожествление имело место и в Древнем мире. Египетские фараоны и правители Спарты, афинские магистраты и римские императоры исполняли жреческие функции. Пришедшего в мир Христа Спасителя многие из людей также желали видеть земным царем. Но Он сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18. 36). Поэтому Церковь Христова не берет на себя мирских властных полномочий. Власть государства призвана творить добро, защищать и поддерживать его, но сама доброта созревает в сердцах людей, и взращивать это сокровище стремится Церковь. Иногда говорят, что Православная Церковь хочет стать государственной. Но нужно ли это самой Церкви? Синодальный период истории Церкви Русской, которая тогда испытывала сильное давление государственного аппарата, нельзя назвать временем расцвета всех сторон церковной жизни. Предшествовавшие и сопутствующие этому периоду акты изъятия церковного имущества вели епископов и пастырей к унизительной зависимости от светской власти. Конечно, императоры и императрицы не посягали на чистоту вероучения, не вмешивались в догматические вопросы. Но тесные объятия государственной власти мешали нашей свободе. Не хотел бы такого будущего для Русского Православия. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7. 23) – говорит Священное Писание. В этом смысле Церковь должна быть отделена от государства. Однако построение общества и государства без Бога обречено на неудачу. Об этом свидетельствует история ХХ столетия. Тысячи безвинно убиенных за Христа, исповедники, благочестивые христиане, претерпевшие клевету и угрозы, могли бы повторить вместе с апостолом: «Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6. 8-10). Во все века церковной истории христиане своим словом, своими поступками, своим поведением в обществе свидетельствовали: веру нельзя отделить от жизни. Если человек по-настоящему верует во Христа, он исполняет Его заповеди везде - на работе, в семье, в любом публичном действии. Если же он раздваивается на «воскресного христианина» и «будничного неверующего», он неизбежно отступает от Бога, от настоящей цели своей жизни, а значит, и от настоящих мира и радости. Если общество прячет веру в музеи и церковные дворы, живя по большому счету так, как если бы Бога не было, - оно обречено. Советский Союз был сильным государством, но, будучи создан на основе идеи самодостаточности человека, «всемогущей» силы его разума и воли, отрицания Бога, он пал, как падет и любая другая конструкция, напоминающая Вавилонскую башню. Да, надо отдать должное ежедневному подвигу миллионов людей, которые и в советское время искренне трудились ради процветания своего Отечества, ради лучшего будущего для потомков. То, что некоторые из них считали себя атеистами – не вина их, а беда, ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10. 14). Сколько же удалось пережить нам, служителям Церкви, отстаивая ее интересы перед сильными мира сего, будут судить Бог и история. Сегодня изменилось многое. Но мы должны понимать, что в книге человеческих судеб не бывает лишних страниц, и помнить, что сделать человека счастливым помимо его воли невозможно. Политика призвана быть не реализацией гордыни, не подобострастным угождением толпе и не льстивым услужением темным порокам, а трезвым и ответственным деланием во имя народного блага во славу Божию. Церковь - вне политики в том смысле, что мы не претендуем на обладание светской, мирской властью и не участвуем в партийной борьбе. Однако это не значит, что мы самоустраняемся от жизни общества, от проблем, волнующих людей. Господь послал нас в мир (Ин. 17. 18), чтобы мы были светом миру (Мф. 5. 14), являли добрый пример деятельной веры, твердой надежды и нелицемерной любви. Весьма негативно на отношениях политики и религии отражается секуляризация политического сознания. Утилитарное отношение к религии опасно для политиков. Хотел бы напомнить всем тем, кто только мечтает или уже пытается использовать «религиозный ресурс», слова русского публициста и философа XIX века Юрия Самарина: «Вера не палка, и в руках того, кто держит ее как палку, чтобы защищать себя и пугать других, она разбивается в щепы». Случалось, что после произнесения проповеди к священнику подходили представители различных политических течений и благодарили за оказанную поддержку. Но он менее всего хотел угодить кому-либо! Просто во все времена Церковь говорит о ценностях, близких каждому человеку, - о любви к ближнему и своему Отечеству, о милосердии и справедливости, о порядочности и ответственности. Увы, политика ныне скомпрометирована политиканством. Среди молодежи, да и не только, бытует представление о политической деятельности как о чем-то грязном, постыдном. Такой стереотип опасен: опасен тем, что преграждает вход в политику для тех, кто действительно желает народу блага, и способствует притоку разного рода проходимцев. Церковь открыта для людей с любыми политическими взглядами, кроме оправдывающих грех. Мы не делим прихожан и социальных партнеров по политическому признаку. В отличие от священнослужителей, миряне могут состоять в партиях и заниматься другой политической деятельностью. Конечно, если такая работа не мешает быть христианином, не смущает христианской совести. Иногда задаюсь вопросом: насколько то или иное политическое решение способно послужить общему благу, не окажется ли оно нежелательным для отдельных групп сограждан, не вызовет ли осуждения в отдаленном будущем? Иногда говорят, что политика - это «искусство возможного». Внесу небольшое уточнение. Случается, что это искусство балансирует на грани возможного. Специфика политической деятельности, ее элитарность, обладание недоступной для масс информацией, возможность принимать или участвовать в принятии общеобязательных решений – все это может негативно сказаться на нравственном облике человека. Как священнослужитель знаю, что не все справляются с бременем власти, не всем она приносит пользу. Из житий святых известны многие случаи, когда подвижники, избираемые народом на начальственные посты, отказывались от такой участи. Принимать решения, от которых зависит судьба или жизнь миллионов – не столько привилегия, сколько тяжелая ноша, испытание, выдержать которое возможно только с помощью Божией, стяжав дар мудрости и самоотвержения, любящего сердца и твердого духа. Процветание же нечестивых обманчиво и недолговечно: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16. 26-27). Помню, как в 2004 году состоялась встреча Президента Российской Федерации с участниками проходившего в то время Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Владимир Владимирович Путин тогда сказал, что государство постепенно отдает исторические долги Церкви. Хочу заметить: духовенство тоже в долгу перед народом. Мы должны вернуть людям ту любовь, которой они окружали храмы и пастырей в годы лихолетья. Мы обязаны сделать все возможное, а порой и то, что кажется невозможным, дабы не обмануть людей, ожидающих нашей помощи, нашего участия. Да, материально Церковь не так богата, как думают некоторые. Но ведь не всегда от нас ждут одной материальной поддержки. Бывает, что вовремя сказанное доброе слово, дружески протянутая рука, искреннее участие, а главное, молитва - творят чудеса. Тем не менее, мы вносим посильный вклад в борьбу с одной из главных проблем постсоветских стран – бедностью. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, общество призывается «к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый – больного, трудоспособный – престарелого». В наше непростое время, когда зримым свидетельством духовного оскудения являются брошенные дети, нищие старики – на Церковь обращены с надеждой взоры многих и многих. Жизнь Русской Православной Церкви нельзя отделить от судьбы народа. Почему Церковь стяжала высокий авторитет в обществе? Не потому ли, что ученики Христовы стремились и стремятся туда, где много горя, безысходности и человеческих страданий, - в тюрьмы, больницы, детские приюты и дома престарелых, помогая людям перенести лишения и подчас заново обрести смысл жизни? Настоящим бичом нашего времени стало сиротство при живых родителях. Тысячи фактически бездомных и безнадзорных детей пополняют ряды малолетних преступников. Суровая, наполненная грехом реальность надолго, если не навсегда, коверкает нежные детские сердца. Случается, что семья не в силах прокормить детей, и они рано начинают трудовую жизнь, сталкиваясь с непосильными нагрузками и равнодушием взрослых. Рано начиная взрослую жизнь, ребенок все равно остается ребенком, требующим внимания и ласки. При приходах нашей Церкви организуются молодежные группы, посещающие детские дома и приюты. Священнослужители и миряне берут детей на воспитание. Детские приюты существуют при некоторых монашеских обителях. Монастыри и приходы создают различные секции и кружки, способствуя проведению досуга детей и молодежи из неполных и малообеспеченных семей. Организуются летние лагеря, туристические походы, экскурсии, паломнические поездки. Другое вопиющее явление – пожилые люди, инвалиды, вынужденные влачить нищенское существование. Им приходится в прямом смысле собирать крохи, падающие со стола более обеспеченных людей. При монастырях и храмах существуют столовые для малоимущих, пункты раздачи пожертвований и гуманитарной помощи. Через них каждый желающий может оказать посильную помощь ближнему, терпящему нужду. Священнослужители и прихожане, среди которых много молодежи, посещают больных и престарелых, оказывая им материальную и практическую помощь по хозяйству. Иногда при приходах трудятся врачи, юристы, безвозмездно помогая малоимущим в решении бытовых проблем. Сегодня православные храмы действуют во многих местах лишения свободы. Причем сбор средств и строительство зачастую является делом рук самих заключенных. По собственному опыту могу свидетельствовать, насколько велик в местах заключения интерес к Евангельскому слову. Да, поистине чем больше будет у нас храмов, тем меньше понадобится тюрем. Ведь узник, выходящий на свободу, может оказаться отрезан от общества: возникают проблемы с трудоустройством, жильем, адаптацией к жизни на воле. Задача Церкви, да и всего общества – вернуть таких людей к нормальной жизни. И под влиянием молитвы и слова Божия многие приносят покаяние, обретают надежду и душевный покой, начинают готовить себя к новой жизни. Особенностью мегаполисов стало присутствие на улицах бездомных людей. По некоторым данным, большинство их живет в таких условиях около года, а потом умирает. Созданная в ноябре 2004 года Православная служба «Милосердие» помогает бездомным. Специально оборудованный автобус регулярно курсирует в местах обитания таких людей, спасая их от холода. Сотрудники службы и добровольцы обеспечивают горячее питание и первую медицинскую помощь. А при необходимости могут определить на стационарное лечение, содействовать получению документов и трудоустройству. Церковь поднимает вопрос о бедности в общенациональной дискуссии. Тема богатства и бедности стала центральной на XI Всемирном Русском Народном Соборе – общественном форуме при активном участии Церкви, проходившем весной 2007 года в Москве. «Все мы – Церковь, государство, предприниматели, общество в целом, – должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных, униженных, отчаявшихся людей», – было сказано в моем выступлении на открытии Собора. По официальным данным, разница в доходах между гражданами с высокими доходами и гражданами с низкими в 2006 году составила более 15 раз. Поэтому в итоговом документе Собора был поставлен вопрос о «введении прогрессивной шкалы налогов на сверхдоходы и предметы роскоши с тем, чтобы вырученные средства полностью направлялись на сокращение имущественных диспропорций». Также Собором были подняты многие другие важные вопросы. Так, негативная оценка была дана намерениям резко увеличить налог на жилье. Было сказано о потенциальной роли стабилизационного фонда в социально-экономическом развитии России. Собор подчеркнул необходимость борьбы с коррупцией, которая, «став удавкой на шее российской экономики, особенно малого и среднего бизнеса, чудовищным образом подрывает престиж страны и осложняет инвестиционный климат». В современном обществе, где слово подчас имеет материальный эквивалент, голос Церкви не всегда бывает услышан. В замкнутой круговерти рыночных механизмов победителями оказываются человеческие страсти: алчность, прелюбодеяние, жестокость, тщеславие. Некоторые взрослые люди ведут себя подобно детям, которым неожиданно разрешили «все и сразу». Но, слава Богу, опьянение свободой начинает проходить, обнажая запущенные проблемы, решать которые необходимо сообща всем вместе. Одной из таких проблем является псевдорелигиозный экстремизм. Его корни произрастают из невежества в вопросах религии, а питательной средой для экстремистских настроений служат неразрешенные экономические и социальные проблемы, равно как и навязывание людям чуждого образа жизни, не свойственных им социальных и политических моделей. Все это представляет серьезную угрозу стабильности современного мира. Вот почему наша Церковь стремится отстаивать целостность сложившихся цивилизаций и призывает к мирному разрешения противоречий. В связи с этим весьма актуален вопрос о преподавании положительных знаний о религии в школах. Введение уроков основ православной или, предположим, исламской культуры в качестве предмета по выбору учащихся и их родителей помогает не только в преодолении экстремистских настроений, но и в формировании у молодежи здорового образа жизни, в защите семейных ценностей. Опыт показывает, что в странах и регионах, где такое преподавание уже ведется, оно служит фактором межнационального мира, прививая учащимся понимание своей истории и культуры, воспитывая уважение к представителям других религиозных традиций. Русская Православная Церковь явила себя в истории как миротворческая сила. Еще в XIV веке преподобный Сергий Радонежский объединял русских князей, осуществляя миротворческую миссию. На Руси никогда не было затяжных межрелигиозных конфликтов. Христиане и мусульмане, иудеи и буддисты веками жили в мире, созидая благополучие Отечества. И сегодня Православная Церковь, сохраняя традиции миротворчества, разделяет со своим народом не только радости, но и нелегкие испытания, выпадающие на его долю. В неспокойном 1993 году драматическое противостояние законодательной и исполнительной властей новой России могло толкнуть общество в пропасть гражданской войны. Церковное Священноначалие возглавило переговоры противоборствующих сторон, взяв на себя тяжелый крест посредничества. Средства массовой информации транслировали призывы Патриарха к мирному решению проблемы. Этот благородный шаг смягчил конфликт, не допустил окончательно восторжествовать ненависти и братоубийственной розни. Многие помнят встречу Патриарха Московского и всея Руси с муфтием Чечни Мухаммад-Хусейном Алсабековым. Совместное заявление духовных лидеров было сделано в период обострения кровопролития на северокавказской земле. Его задачей было пресечь эскалацию трагедии, предотвратить ее превращение в религиозный конфликт. Нельзя не упомянуть и о деятельности Межрелигиозного совета России. Одним из ярких примеров которой являются Межрелигиозные миротворческие форумы. Первый форум проходил в 2000 году. На него собрались духовные лидеры традиционных религиозных общин Содружества Независимых Государств. По инициативе II Межрелигиозного миротворческого форума в 2004 году был создан Межрелигиозный совет Содружества Независимых Государств. Предметом его забот является достижение межнационального согласия, предупреждение этнических конфликтов. Ярким событием стал Всемирный саммит религиозных лидеров, проходивший в Москве. Участниками саммита были главы и представители христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран мира. Послание саммита содержит призыв к объединению усилий для разрешения глобальных проблем, созиданию мира, основанного на взаимном уважении. «Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества – это один из главных вызовов современности. По-настоящему справиться с ним можно только через образование и нравственное воспитание. Школа, средства массовой информации и проповедь духовных лидеров должны вернуть нашим современникам полноту знания своих религиозных традиций, призывающих к миру и любви». Религиозные лидеры, собравшиеся на саммит, подтвердили готовность «развивать диалог с приверженцами нерелигиозных взглядов, с политиками, со всеми структурами гражданского общества, с международными организациями». Все перечисленные выше проблемы свидетельствуют о глубоком нездоровье и кризисе современного мира. Люди нуждаются в ясных целях и зримых ориентирах. Нам нужно вспомнить, что жизнеспособное общество может быть устроено только в гармонии души и тела. Политика по преимуществу занимается обустройством земного бытия, в то время как религия стремится дать смысл человеческой жизни. Деятельность власти, лишенная духовного начала, подобна тщетным попыткам поддержания жизни в теле, оставленном душой. Ибо, нарушая естественный баланс духовного и материального, общество приближается к гибели, уступая свое место другим народам. Только в объединении усилий государственной власти и всех благонамеренных сил возможно построение общества, свободного от уз неправды и насилия, надутого тщеславия и разрушительного сладострастия, сытого равнодушия и голодной зависти. Источником любой власти является Всемогущий Бог (Мф. 28. 18), даровавший каждому свободу избирать жизненный путь. В своем выборе, однако, мы ответственны не только перед собой, но и перед нашими ближними. Политическая деятельность – особое служение. Оно предполагает власть над людьми, но вместе с ней налагает и сугубую ответственность. «Если будете бояться Господа, и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, то рука Господа не будет против вас <...> если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете» (1 Цар. 12. 14, 25). Итак, будем служить друг другу, «каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10)
Святейший Патриарх Алексий II
|