Сайт     Статьи     Фото     Библиотека     Регистрация     Вход Православный форум 'Братия и сестры'

[ Новые сообщения · Правила форума · ] Текущая дата: Четверг, 05.12.2024, 06:19
Вы вошли как дорогой гость

Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. (Иоан.6:55-57)



Братия и сестры, кто может и хочет помолиться о воинах Новороссии.

Эта молитва читалась в храмах во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов:

Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един. Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Помози нам, Боже Спасителю наш, и избави нас, славы ради имене Твоего, и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людем Израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте, и упование, и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия: возстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имене Твоем победити; а имже судил еси положити на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Далее текст взят у summer56

I


О нашей молитве по соглашению.

Монахи Святой Горы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные братия и сестры во Христе Иисусе, молившиеся вместе нами весь этот год "по соглашению" за воинов Новороссии и за весь страждущий и гонимый русский народ, - мир вам и Божие благословение со Святой Горы Афонской.

Друзья, как мы с вами видим, ситуация в настоящий момент сложилась двойственная, неопределенная, "подвисшая". Слава Богу и святым его, безжалостный враг наш был остановлен и отчасти отброшен от русских городов Донбасса: Луганска, Донецка, Снежного, Дебальцево, Новоазовска... от больших и малых сел и казачьих станиц. Посланные киевскими милитаристами войска и наемники не смогли "навалом" одолеть нас, стереть в порошок, выжечь каленым железом, как бы им этого ни хотелось, и это несомненно - наша большая общая Победа, значение которой невозможно умалить.

К сожалению, эта Победа далась большой кровью. Свыше десяти тысяч защитников Донбасса и мирных жителей заплатили самую дорогую цену за право жить на своей земле, обильно политой кровью и потом их отцов и дедов. В жестоких боях погибли, часто геройски, самые лучшие из нас, самые отзывчивые, самые добрые люди. А сколько раненых, сколько искалеченных! Сколько людей лишилось родного жилища и любимой работы, сколько "пропало без вести" - стали жертвами военных преступников, карателей, насильников и мародеров! Скольких настигла преждевременная смерть от горя, болезней, недоедания! К сожалению, больше всего пострадали самые слабые, самые беззащитные из нас: старики-пенсионеры, дети, молодые девушки, инвалиды и просто больные люди, сироты, бездомные...

Возлюбленные, некоторые люди, не прочувствовавшие всей остроты ситуации, упрекали нас в том, что мы "благословляем братоубийственную войну". Нет, - отвечаем мы им. - Но войну оборонительную, войну русского народа за свое святое право жить так, как он жил веками на своей, русской, земле в своих, русских, городах и станицах, за право говорить на своем, русском, языке, исповедовать свою, "русскую", веру, изучать свою, русскую, историю, читать русских поэтов и писателей, чтить русских воинов-победителей. Мы полагаем, что достоин всякого благословения русский, как и любой другой, народ, отстаивающий свою собственную идентичность, свою само-бытность, свой "цивилизационный код", перед лицом иноземных захватчиков-интервентов (а речь сегодня идет об интервенции уже не только ментальной, но и физической). Сами бойцы говорят так: "Террористы и сепаратисты объявили нас террористами и сепаратистами. Нас мучают и убивают, лишь за то, что мы думаем иначе. Пусть они прекратят убивать нас, бомбить наши дома и угрожать нашим семьям, чтобы мы могли вернуться к мирной жизни".

Возлюбленные, мы вместе с вами молились, вместе следили за развитием событий. К сожалению, первые успехи наших воинов в отражении вражеского натиска развить не удалось. К нашей великой боли, контрнаступление было остановлено сильными мiра сего; лидерам народного восстания были навязаны невыгодные договоренности. Далее мы с вами были свидетелями целого ряда подлых предательств в нашем тылу: убийств, арестов, отстранения от командования главных действующих лиц донецкого ополчения - всех тех, кто не побоялся встать в первые ряды народного сопротивления преступному нацистскому режиму. К сожалению, сегодня нет в числе командующих И. Стрелкова, И. Безлера, В. Болотова, С. Петровского... были подло убиты из засады А. Беднов, В. Пинежанин, Е. Ищенко... Вечная память во Христе им и всем павшим воинам!

Увы, в настоящее время положение вещей только ухудшается. Ополчение по всей линии фронта подвергается постоянным артобстрелам без права на адекватный ответ. В некоторых частях падает боевой дух и дисциплина, происходит моральное разложение. Кроме того, по-прежнему продолжают страдать мирные жители. Виной этому не только безнаказанно проводимый карательными войсками артиллерийский терроризм (!), но и экономическая блокада Донбасса. Введенная преступным русофобским режимом, эта блокада во многом поддерживается и с другой стороны - вроде бы дружественной русскому народу Российской Федерации, - что не может не вызывать по меньшей мере недоумение...

Сегодня русские люди в русских же городах: Мариуполе, Одессе, Николаеве, Запорожье, Днепропетровске, Харькове и многих других - подвергаются репрессиям, в том числе тюремному заключению, избиениям и пыткам за инакомыслие, за любую попытку отстоять или даже просто как-то выразить свою русскость! Насильственная "украинизация" касается всех возрастов - от взрослых до самых маленьких. После распада нашей большой Родины прошло лишь двадцать с небольшим лет. Но за столь короткий срок мы с вами стали невольными свидетелями небывалого психологического и физического давления, которому подверглись русские люди, еще в начале девяностых годов прошлого века проживавшие на территории УССР, и вдруг оказавшиеся подданными "Незалежной Украины". Правительство этого новорожденного государства решило сделать ставку на национализм самого крайнего русофобского толка, идейная база которого разрабатывалась в специальных "украинских" центрах в Австро-Венгрии, США и Германии на протяжении всего XX века. И как мы увидели, для многих граждан этого нового образования платой за относительно комфортную жизнь и рост по служебной "лестнице" стал отказ от русской идентичности и переоблачение в "украинца" (так же и в других бывших советских окраинах откуда ни возьмись появились принципиально не-русские "прибалты", "белорусы" и т. д.), а закончилось все это - как, очевидно, и планировалось "социальными инженерами" - нынешней трагедией, братоубийственной войной и разрухой.

Оговоримся, что, допуская наименование "украинцы" для жителей исторической Малороссии - бывших окраинных земель Российской Империи (но не для жителей Слобожанщины или Донбасса), мы никак не можем согласиться с "украинством" как ложной идентичностью, искусно созданной западными политтехнологами "конфигурацией" из либеральных идеологем и псевдоисторических фантазий (где за основу были взяты домыслы Грушевского), - созданной с одной-единственной целью: выделения из части малороссов и великороссов, а также галичан, некой новой "политической нации", совершенно чуждой и даже враждебной русскому народу, русскому духу, русской идентичности, русской вере. Тем более, мы не можем примириться с идеями украинского фашизма (основным идеологом которого явился небезызвестный Донцов). Мы с прискорбием наблюдаем, как в лоне самой Русской Церкви на Украине (УПЦ МП) набирают силу центробежные тенденции и как некоторые "украинствуюшие" пастыри призывают и здесь к отделению и "самостийности" (по-своему они правы, ведь "украинство" никак не сочетается с Православием, и самые первые сознательные "украинцы", преклоняясь перед Ватиканом и папой, решительно отвергали православную "русскую" веру, называя ее "москальской"). Эти "ревнители" совершенно не помнят или не хотят помнить о том, как из православного сербского народа аналогичным образом - при непосредственном участии Ватикана - были выделены "хорваты", и о том, что за этим последовало: кровопролитных междоусобицах, продолжавшихся из века в век, вплоть до наших дней! Естественно, представители униатской "церкви" и последователи секты Денисенко в своем "украинстве" заходят еще дальше, и некоторые их заявления носят уже откровенно фашистский характер... Итак, мы видим, как безбожный еретический Запад в который раз, преступая наши границы, ругается над нашими святынями. А наши главные святыни - это не столько храмы и памятники, сколько людские души, за которые идет невидимая брань с силами тьмы.

Возлюбленные, на фоне разыгравшейся трагедии нас глубоко опечаливает позорное бездействие тех, кто, по идее, должен был бы оберегать и защищать русских людей, всех и каждого в отдельности, где бы они не находились. Назовем вещи своими именами: правительство РФ совершило предательство интересов нашего народа, пойдя на ряд преступных компромиссов с захватившими с помощью незаконных вооруженных формирований власть "майдановцами". После некоторых колебаний оно объявило вчерашних воров и рэкетиров, а сегодняшних убийц, мародеров, мучителей русских людей и хулителей России - своими "партнерами", а созданный ими карательный экспедиционный корпус - нейтрально, "силовиками". Причины этого предательства, увы, ни для кого не являются тайной: экономические интересы РФ и ее крупнейших корпораций были поставлены выше всех остальных интересов... Мы видим, что обещания помощи и защиты нашим соотечественникам, находящимся по ту сторону проведенных чьей-то безжалостной рукой границ, оказались лишь обещаниями: проект, предполагавший создание русской государственности на землях Западной Руси, был "заморожен", а миллионы русских на территории абсолютно враждебного им государства "Украины", по сути, - оставлены "на съедение" местным манкуртам-националистам, иванам, не помнящим родства, но кипящим звериной ненавистью ко всему "русскому"..

Мы видим теперь, что это преступное и позорное соглашательство, однако же, не достигло цели (что, впрочем, было известно заранее). Подавление всякого инакомыслия, включая запугивание, многочисленные аресты и настоящие зверства по отношению к мирному русскому населению, продолжаются, агрессия "украинства" ничуть не ослабевает. Украинский милитаризм только набирает обороты, неофашистское государство собирается с силами, закупает новую военную технику, привлекает новых ландскнехтов... Возлюбленные, необъявленная война идет полным ходом, и нам с вами ни в коем случае нельзя расслабляться: так или иначе, она касается или коснется каждого из нас. Особенно собранными, отмобилизованными следует быть жителям Донбасса - русской Украины: слишком многому научил всех нас печальный пример уничтожения Украины сербской, по сути, тем же самым стародавним и непримиримым нашим противником. Так же, как среди хорватов, с неописуемой жестокостью "зачистивших" сербское население "Краины", основную ударную силу составили прямые потомки и духовные наследники фашистов-усташей, так и сегодня уже против русских украинцев воюют прямые потомки и наследники духовных братьев усташей, "бандеровцев" (УПА). Тех самых "украинских патриотов", устроивших в 1943 году жесточайший геноцид польского населения Украины, жертвами которого стали более ста тысяч мирных жителей (в том числе не менее 75 православных священников-"москвофилов"), печально известную "волынскую резню".

Друзья, разве можем мы в таких условиях оставить нашу молитву? Ответ может быть только одним: Нет - напротив, ее необходимо усугубить. В нашей коленопреклоненной молитве нуждаются все русские воины, на передней линии фронта и в тылу: танкисты и артиллеристы, разведчики и корректировщики огня, зенитчики, саперы и связисты, врачи и медсестры, водители транспорта...

В нашей горячей молитве нуждается весь страждущий русский народ Западной Руси: все сущие в болезни и печалях, бедах и скорбях, обстояниях и пленениях, темницах и заточениях, и особенно - гонимые безбожниками и еретиками за исповедание "русской" православной Веры, за свою русскость. Все обездоленные русские люди, стонущие под гнетом безбожного оккупационного правительства. Да избавит их Господь от сомнительных благ "украинства" и из лап украинских "цивилизаторов"!

Наконец, в слезной молитве нуждается весь наш народ, "самый большой разделенный народ в мире", сегодня находящийся - без всякого преувеличения - на грани жизни и смерти. Возлюбленные, еще никогда русскому народу столь не грозила опасность рассредоточения и исчезновения из мировой истории. С болью в сердце мы наблюдаем, как наш народ буквально вымирает, как в количественном, так и в качественном отношении. С каждым годом ухудшается "демографическая" ситуация (некоторое выравнивание статистических показателей происходит в основном за счет малых народностей и наплыва мигрантов), наши потери с начала 90-х уже превысили 10 миллионов человек! Многие, оказавшись подданными новообразованных государств, где тон задают инородцы ("прибалтийцы", "казахи" и прочие "украинцы"), вынужденно или добровольно ассимилируются с этими новыми политическими нациями, перестают осознавать себя русскими, утрачивают нашу православную веру. Другие - становятся "общечеловеками", простыми "потребителями" в условиях глобализированного Мiра: для таких слово "Родина", "родители", "самопожертвование" - лишь пустой звук (о Боге и не вспоминают!). Третьи - вовсе теряют человеческий облик. Быть русским сегодня не на словах, а на деле и в духе - настоящее исповедничество. Господь наш Иисус Христос да укрепит всех нас в вере православной, да прибавит мужества и бодрости духовной!

Не забудем помянуть в молитве нашей и власть имущих - да вразумит их Господь, а также врагов наших, да умягчатся сердца и да откроются глаза их. Не забудем и о том, что наша вера и наша молитва без соответствующих дел мертвы: будем помогать друг другу, особенно нуждающимся в материальной помощи жителям разоренных войной окраин.

В молитве призываем нашу общую Заступницу, Богородицу и Приснодеву Марию, а также всех святых, в земле Российской и горе Афонской просиявших: святителей, мучеников, преподобных, юродивых, праведников и исповедников, блаженных князей и воинов, жизней своих не пожалевших положить за други своя, - включая тех святых подвижников, кто остался неизвестен людям, но известен Богу и Спасу душ наших. Верим, что с Божьей помощью повисшая над нами ночь, повергающая многих добрых и порядочных людей в уныние, малодушие и даже отчаяние, пройдет, мгла и морок, пришедшие с Запада и затмившие наше небо, рассеются. И на горизонте забрезжит заря Новой и Великой России. Где все русские люди смогут жить в мире и благоденствии, во всяком благочестии и чистоте. Аминь.

Писано на Святой Горе в День Вознесения Господня 7 (20) мая 2015 года.


P.S. от summer56: О том, как можно присоединиться к молитве по соглашению, читайте здесь:

http://summer56.livejournal.com/136739.html


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Иконописные стили
Аннушка225Дата: Суббота, 23.05.2015, 18:37 | Сообщение № 1
Подскажите как называется стиль написания иконы?


«Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения» Серафим Саровский

Отредактировано Аннушка225 - Суббота, 23.05.2015, 19:32
АлександрДата: Суббота, 23.05.2015, 19:35 | Сообщение № 2
Цитата Аннушка225 ()
Подскажите как называется стиль написания иконы? [url=http://smages.com/?v=b303946ea4.jpg][img]http://smages.com/thumbs/b303946ea4.jpg


картинки не отображаются, ответить что-либо сложно.
Аннушка225Дата: Суббота, 23.05.2015, 19:44 | Сообщение № 3
Цитата Александр ()
картинки не отображаются, ответить что-либо сложно.

Странно, у меня отображается.


«Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения» Серафим Саровский
АлександрДата: Суббота, 23.05.2015, 20:06 | Сообщение № 4
Цитата Аннушка225 ()
Странно, у меня отображается.

Теперь и у меня отображается. smile
Икона на фото, вероятно, бумажная - типичный современный софринский стиль массовых икон, который у них не меняется уже как минимум два десятилетия.
Если говорить языком художников (я занимался иконописью, имею благословение), то лик и фигура написаны в академической манере, фон - условно-плоскостный, орнаментированный. Такая орнаментация фона и полей иконы характерна для так называемого "стиля Александра III", потому что именно в его царствование были сильны идеи славянофильства, что проявилось во внешнем подражании древнерусским формам и орнаментике (псевдорусский стиль). У искусствоведов этот стиль не считается выдающимся.
Аннушка225Дата: Суббота, 23.05.2015, 20:36 | Сообщение № 5
Цитата Александр ()
Икона на фото, вероятно, бумажная - типичный современный софринский стиль массовых икон, который у них не меняется уже как минимум два десятилетия.
Если говорить языком художников (я занимался иконописью, имею благословение), то лик и фигура написаны в академической манере, фон - условно-плоскостный, орнаментированный. Такая орнаментация фона и полей иконы характерна для так называемого "стиля Александра III", потому что именно в его царствование были сильны идеи славянофильства, что проявилось во внешнем подражании древнерусским формам и орнаментике (псевдорусский стиль). У искусствоведов этот стиль не считается выдающимся.

Спасибо БОЛЬШОЕ happy


«Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения» Серафим Саровский
АлександрДата: Суббота, 23.05.2015, 22:25 | Сообщение № 6
Раз появилась на форуме такая тема, помещу здесь свою давнюю статью-эссе на тему русской иконописи (конечно же, не в бумажно-ширпотребовско-софринском варианте):

Александр

ИКОНА: ЗРИМЫЙ ОБРАЗ ЗАПРЕДЕЛЬНОСТИ

Образ Царства не от мира сего

Икона – зримый образ Царства не от мира сего. Икона изображает не наш мир. Уже поэтому она бесконечно далека от современных реалистических картин, передающих преимущественно образы нашего видимого мира.
В иконописи пространство, время, свет понимаются совсем не так, как в реалистической живописи академического толка.
В иконописи свет – это не тот свет, какой мы находим в академической картине. Прежде всего - это не освещение. Точнее – не только и не столько освещение. Отсюда – пробелá и движки древних икон отнюдь не аналоги бликов и рефлексов новой живописи. Во-вторых, сама природа «иконного» света совсем иная. «Свет от Света», «Свет невечерний», «Свете тихий», «Свет бесконечный…», «Свет немеркнущий», «Фаворский свет», «Он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете…», - достаточно этих нескольких выражений из канонических текстов, чтобы убедиться, что Свет в иконописи – это не оптическое явление, не поток фотонов, имеющий определенную длину волны. Понятие света если и используется здесь, то лишь в качестве образа сравнения: «свет учения», «свет веры», «имеющий веру, да не ходит во тьме». Свет в иконе – это свет, видимый духовными очами, проявление божественной истины. В нем всегда присутствует непостижимая тайна, – тайна фаворского света, виденного величайшими христианскими подвижниками, тайна Самого Божества. Именно этим светом озарены фигуры святых, светятся их лики. Отблески этого света лежат на палатах и лещадках горок, им освещено все Царство не от мира сего. И сам этот божественный свет пишется на иконах золотом.
Пространство – неопределенное, плотно заполненное густой и теплой средой золотого света. Даль в таком пространстве исчезает, растворяясь не во тьме, а в золотом свете. Пространство и свет в иконе чуть ли не тождественны. И, как свет в иконе – понятие не столько физическое, сколько духовное, так и пространство здесь теряет свойства пространства физического мира. Это - пространство не нашего мира. В нем не действуют те законы перспективы, оптики, гравитации, к которым мы привыкли в условиях нашей физической реальности. Наконец, в нем не действуют привычные для нас законы времени.
Течение времени в сценах и событиях, изображаемых на иконе, имеет также ирреальную природу. Время на иконе – не линейно текущее, но и не застывшее, а словно бесконечно длящееся в каждом своем мгновении. События, погруженные в течение такого времени, имеющего метафизическую природу, обретают уже иную, особую смысловую значимость, и становятся буквально причастными вечности. В любом иконном действии всегда есть нечто от бесконечно длящегося события. Но «бесконечно длящегося» – не в смысле «не могущего закончиться, завершиться», а как вечно свершающегося, и «вечно свершающегося» не по внешним видимым признакам, а по сути.
Вот эту сложнейшую картину «мира нездешнего» и воплотили с гениальным художественным чутьем и глубоким проникновением в духовную суть православия великие и безвестные иконописцы, творцы зримого воплощения в иконе мира горнего, духовного, невидимого, - мира, осиянного таинственным светом Фавора. Икона – зримый образ Царства не от мира сего.

Образ Бога

Но икона – это и зримый образ Бога. Бог – это Дух. Его энергии разлиты во Вселенной, присутствуя в любой точке пространства. В том числе - и в иконе. Но если нам трудно угадать присутствие божественной реальности в случайном предмете, то в иконе мы сталкиваемся с принципиально иной ситуацией. В иконе проявления божественной реальности накладываются на изображение Бога, освящая изображение Божественного Лика. Таким образом, проявления божественного и образ Бога на иконе словно сливаются воедино, образуя мистическую тождественность, и в этом слиянии следует видеть нечто чрезвычайно важное: зримое явление невидимого Божества. Отсюда – истинность иконопочитания, суть которого - в поклонении через иконы самому Богу, в иконах неизбежно присутствующего силою Своей благодати, и присутствующего видимым образом. Точно так же нам зримо явлены и все события священной истории, запечатленные в иконе. Глядя на них, мы непосредственно к ним прикасаемся через их духовный образ. И прикасаемся не физически, но духовными очами. Икона, таким образом, из художественного произведения становится окном в Царство не от мира сего. В этом ее суть как предмета культа, объекта почитания. Истинно верующий может не пользоваться иконами, но отрицать их не может. Не иметь нужды в иконе можно только в двух случаях: будучи великим праведником, которому иконы как «духовные костыли» (по меткому выражению П.Флоренского) действительно уже не нужны, либо будучи полным профаном, не понимающим самой сути икон. Так протестанты, отрицающие иконы, лишаются возможности приоткрыть завесу божественной тайны и прикоснуться взглядом к высшему миру.

Язык запредельного мира

Художественные средства иконописи обнаруживают резкое отличие от аналогичных средств любой другой художественной системы. Особенно художественные средства выразительности иконы отличаются от средств академической живописи Нового времени. Золотые фоны, áсисты, условный язык изображения, обратная перспектива, ритмы нимбов, особый линейный, цветовой и пластический строй – вот неполный перечень характерных для иконописи приемов.
Золотой фон – пространство, заполненное золотым (фаворским!) светом, – пространство, в каждой точке которого присутствует Дух Божий.
Асист (точнее – инакопь) – своего рода «излучение» света как божественной энергии.
Обратная перспектива выражает взгляд не из одной точки, а «отовсюду» при присутствии зрителя «одновременно и везде». Так должны видеть мир те силы, что растворены во всем пространстве и времени вселенной – сам Бог и Его ангелы. Так увидит картину запредельного мира приходящая в него бессмертная душа человека.
Плавный, «текучий» линейный строй иконы передает ощущение текущего пространства-времени, преломленного в вечности. Ритмы нимбов словно вторят структурам невидимых силовых полей пространства и времени в мире запредельности.
Условность изображения придает знакомым объектам (пейзажу, палатам) специфический «искаженный» вид, в чем угадывается трансформация образов при «переводе» с привычного изобразительного языка на изобразительный язык запредельного мира.
Одновременное изображение разновременных событий – еще одна характерная черта икон. В ином пространстве-времени все события свершаются навсегда, - их образы уже не исчезают. Так с нами, в нашей духовной памяти одновременно присутствуют разные события давно минувшего времени. Так время в запредельном (сплошь духовном) мире – это не только «сейчас», но это и вечное «всегда», всё время, – всё прошлое и будущее, существующее вечно и уже неуничтожимое.
Любое изображение иной, «специфической» реальности, неизбежно будет содержать определенную долю условности в изобразительных средствах (вспомним чертежи, планы, графики). Так цвет в иконе имеет символическое значение (в отличие от изображающей наш мир академической живописи, в которой цвет используется для передачи пространственных объемов и характера освещения в видимом физическом мире).
Условность, плоскостность, использование символов и т.п. – встречаются в художественных произведениях многих культур. Но только в иконе эти средства получают высочайшую развитость, художественное совершенство и магическую силу воздействия на зрителя. И это не удивительно. Язык иконы – это один из тех языков, на которых провозглашается истина христианского откровения миру.

Сияющее сокровище алтаря

И, наконец, - о бытовании изображающей «не наш» мир иконы в мире «нашем». Давно замечено, что икона «живет» только в храме, в музее она мертва. И дело не только в ином характере освещения, в ином характере контекста, во включении иконы в определенный ансамбль или отрыве ее от ансамбля. Дело, думается, в том особом духовном измерении среды, в котором единственно икона и может быть иконой. То есть, той «точкой духопроводности», «окном в горний мир» по определению П.Флоренского, какой является икона как образ Царства не от мира сего, икона может быть лишь в храме. Потому что храм – это место в нашем мире, где «небо спускается на землю», чтобы быть принятым людьми. Храм, таким образом, - пограничная зона двух миров, - и икона в нем всегда отмечает точку соединения этих миров (и в особенности – икона чудотворная). В этом смысле в музейной экспозиции икона никого и ничего ни с чем и ни с кем не соединяет. Вся духовность иконы в музее – это духовность высокого искусства, заключенного в великой живописи, не более. Не маловато ли для того, что мы называем окном в высший мир абсолютной истины? В музее художественные средства иконы ценятся выше, чем то главное, выражению чего эти вспомогательные по сути средства собственно и служат. Уже поэтому любой музей никогда не станет «домом родным» для иконописных шедевров.
«Что важнее – золото или храм, освящающий золото?» Икона – не самоцель. Икона – не икона без Храма и того, что за ним стоит. И икона в доме православного человека, вне храма (но не вне веры!) остается частицей алтаря всеобщей соборной Церкви.
Сияя живым светом свечей, притягивая нас своей гипнотической силой, икона в храме – манящее сокровище его алтаря - отверзает нам врата в мир истины и вечности, в Царство не от мира сего.

(ноябрь 2001)
Аннушка225Дата: Суббота, 23.05.2015, 22:39 | Сообщение № 7
Цитата Александр ()
конечно же, не в бумажно-ширпотребовско-софринском варианте

А мне очень нравятся иконы этого стиля smile


«Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения» Серафим Саровский
АлександрДата: Воскресенье, 24.05.2015, 09:24 | Сообщение № 8
Цитата Аннушка225 ()
А мне очень нравятся иконы этого стиля

И слава Богу! smile
Икона - всегда икона, даже бумажная, если она канонична по форме и освящена (хотя до появления в XVII веке требника митрополита Петра Могилы не было никаких молитв на освящение икон; иконы, на которых был изображен Христос, Божия Матерь и святые с обязательными подписями, чтобы не было сомнений, уже тем и были святы, никто их дополнительно не освящал, логика проста: лик Христов не нуждается в освящении, он сам освящает собою все).
А насчет стиля.... Есть иконопись преподобного Андрея Рублева. И есть бумажные репродукции с икон далеко не рублевского исполнения. Разница - в художественном уровне. А роль художественного уровня принижать отнюдь не стоит: через него - путь к душам людей. Ведь церковная живопись - Библия для неграмотных и неверующих, она должна приводить к вере, а не оставлять равнодушными к ней, а то и отворачиваться от нее. И уже поэтому она просто обязана быть на высоте.
И, повторюсь в том, что уже написал в своей статье:
"Не иметь нужды в иконе можно только в двух случаях: будучи великим праведником, которому иконы как «духовные костыли» (по меткому выражению П.Флоренского) действительно уже не нужны, либо будучи полным профаном, не понимающим самой сути икон. Так протестанты, отрицающие иконы, лишаются возможности приоткрыть завесу божественной тайны и прикоснуться взглядом к высшему миру".
Нам, православным, нужны иконы.
ИМХО
Аннушка225Дата: Воскресенье, 24.05.2015, 11:16 | Сообщение № 9
Цитата Александр ()
Нам, православным, нужны иконы.

Полностью с Вами согласна smile


«Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения» Серафим Саровский
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Поиск по сайту и форуму:

Каталог статей. Обновления:


Последние комментарии
Новое в библиотеке:


Последние комментарии
Новости:


Последние комментарии




Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Детский фотограф, портретная фотография, интерьерная фотосъемка


Locations of visitors to this page