Четверг, 18.04.2024, 20:47
 
Вы вошли как "дорогой гость"
Начало Регистрация Вход
Меню сайта

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Матф.5:3)
Ссылки


Наш опрос
Как Вы узнали о нашем сайте?

Всего ответов: 360
Поиск

в православном интернете
ИСКОМОЕ.ru

по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » О Вере

Авраам и Лот в земле Ханаанской (Два вида патриархов) 2-я часть
2 часть
По возвращении из похода Аврам опять поселился у своего любимого Мам-рийского дуба. Он был теперь еще более могущественным патриархом, окру-жающее население невольно смот-рело на него как на храброго воина и опытного военачальника. Но Аврам не имел никакого желания наслаждаться военным триумфом. Патриарх был стар летами, а у него до сих пор не было ни одного сына, который бы мог продолжить его дело и поддерживать его в преклонных летах. Поэтому теперь Аврам более чем когда либо нуждался в нравственном ободрении. И Господь в четвертый раз явился к нему и ска-зал: «не бойся Аврам; Я твой щит, награда твоя весьма велика. Аврам ска-зал: Владыка Господи! Что дашь Ты мне? Я остаюсь бездетным; распо-рядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, ты не дал мне потомства, и вот. До-мочадец мой наследник мой» (Быт. 15:1-3). Предполагая сделать своим наследником служителя своего за неимением сына-наследника, Аврам был все же неутешен. Ему придется сойти в могилу бездетным: какую же пользу имеют эти обетования для одинокого человека, у которого нет, кому их передать. А вот Елиезер мог бы отвести их в Дамаск и обогатить безбожный народ. Именно такие мысли посещали Аврама, тоска была на сердце. Тогда Бог сжалился над ним, но в то же время подверг его новому испытанию. Он дал ему изумительное обетование, что на-следником его имений будет его собственный сын. «И было слово Господа к нему… по-смотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя по-томков» (Быт. 15:4,5). Такому обетованию можно было верить только при совершенном дове-рии к Тому, Кто давал его. «И Ав-рам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Праведность свою Аврам приобрел не послушанием формальному кодексу по-становлений, а упованием на Бога и безусловным доверием обетованию.
Вера Аврама была не без добрых дел. Она научала его ходить пред Богом, безприкословно повиноваться Ему, приносить все свои дела Господу, ста-раться всегда угождать Ему. Благодаря вере, его воля всецело сообра-зовалась с волей Божией, и он не имел никакого другого желания, кроме как повиноваться господу и во всем исполнять волю Его. Когда было дано обе-тование сына, Аврам поверил Богу, но им охватило недоумение. Бог снизшел к просьбе Аврама и дал ему знамение. Он объявил ему, что Аврам отныне должен войти в особый союз с Господом, в завете с Иеговой, по которому сам Иегова впоследствии сделается царем народа, который произойдет от Аврама, и этот народ вследствие этого будет пользоваться особым его по-печением и руководительством. Но это высокое преимущество должно быть приобретено страданием. Ав-рама должны постигнуть различные испытания, от которых его вера должна все более очищаться и укрепляться, Проис-шедший от него народ должен будет пройти суровую школу жизни и в стране рабства, у иноплеменников, должен достигнуть предназначенного ему освя-щения. Им придется перенести превратности, огорчения, угнетения, во вре-мя которых они научатся познавать ту божественную длань, которая руко-водит ими и выжидает время для избавления и благословения их. Таким об-разом между Богом и патриархом был заключен формальный завет с чело-веком. Бог заключил завет с одним определенным человеком и его потом-ством, соглаша-ясь даровать ему особые великие преимущества на изве-стных условиях. Сообразно с обычаем того времени, завет был подтвержден жертвоприношением. При совершении завета с Аврамом не совершалось кро-вопролития самого человека. Это оставлено было для будущего – когда был установлен обряд обрезания. Но со своей стороны обязанность прохождения между рассечен-ными животными Аврам совершил лично, а Господь Бог со-благоволил явиться под видом дыма и пламени, которые также прошли меж-ду рассеченными жертвами. «Когда зашло солнце и на-ступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:17,18).
Но время шло. Авраму было 86 лет, Саре 76. Детей у них по-прежнему не бы-ло. Именно по-этому исполнение обетования казалось им безнадежным. Раз-мышляя об этом в сердце своем и думая, что ее собственное безплодие пре-пятствует осуществлению обетованию, Сара, более нетерпеливая, чем ее муж, не хотела ждать больше и прибегла к другим средствам для осуществ-ления их взаимного желания. У ап. Петра Сара изображается в качестве ве-ликого примера суп-ружеского послушания, «так как она повиновалась му-жу, называя его господином» (1 Пет. 3:6). Сара уговорила Аврама взять себе рабыню Агарь в качестве наложницы под условием, чтобы родившееся от нее дитя считалось принадлежащим ей самой. Главное побуждение, застав-лявшее прибегнуть к этому соглашению Аврама и его жену Сару, было ис-ключительно религиоз-ным и не имело ничего чувственного или грубого.
От Агари у Аврама родился сын Измаил. Он подрастал, завляя себя на-следником великих владений своего отца, проявляя склонность к стран-ствованиям. Когда Измаилу было 13 лет, Авраму было новое откровение и во-зобновлен завет с ним. Ему опять явился Господь и, открывая Себя под име-нем Бога Всемогущего, повторил ему прежние обетования с еще большей яс-ностью и подтвердил их таинственным символом. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя» (Быт. 17:1,2). В знак этого великого обетования и с целью постоянно напоминать ему и его потомству о его важности, самое имя Аврама было изменено в «Авраам». «Я – вот завет Мой с тобою: ты бу-дешь отцом множества народов,.. но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом мно-жества народов» (Быт. 17:4,5). «Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в ро-ды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; Обрезывайте край-нюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:9-11). Авраам, возведенный в достоинство договаривающегося с Богом Всемогущим, должен был запечатлеть свое обязательство символическим об-рядом обрезания, который должен был служить подтверждением и печатью завета, знаком того, что человек находится в полном единении со своим Бо-гом. Обряд обрезания – внешний знак союза между Богом и Израилем и сред-ство получения преимущества этого завета. Им иудеи должны были отли-чаться от других народов
Так как Авраам думал, что Измаил – ожидаемое обетование, то Господь ска-зал: «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я бла-гословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17:15,16). Т.е. после но-вого подтверждения завета, Аврааму сделано поразительное откровение, что и сама Сара родит сына, престарелая женщина сделается матерь, а в знак ее допущения к благословению, обещанному ее мужу, ее имя было изменено в Сарра. При этом Авраам молился о сохранении и будущем бла-годенствии Измаила. И Господь уверяет его, что тот весьма размножится, бу-дет отцом двенадцати князей (Быт. 25:12), но он не будет наследником ве-ликого обетования: Измаил – сын рабыни, а «раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» (Ин. 8:35).
После подтверждения завета с Богом, Авраам сделался «другом Божиим» и жил в постоянном и ближайшем общении с ним. Но в то время, как крепла вера и возрастало благочестие из-бранного патриарха, возрастали и уси-ливались безверие и нечестие тех злых и беззаконных го-родов, среди ко-торых обитал его племянник Лот: они быстро переполняли чашу своего безза-кония и наконец навлекли на себя страшный гнев Божий.
Когда Авраам однажды в знойный день сидел при входе в шатер свой у дубравы Мамрийской, он увидел трех странников, проходивших по равнине. С истинно патриархальным радушием он попросил их зайти к себе и отдох-нуть от дневного зноя и усталости. Он омыл гостям ноги, что высоко ценится на востоке, и затем накормил их. И его гостеприимство было награждено: это были не простые странники, а в лице их сам Господь с двумя служащими Ему Ангелами. По окончании угощения, они спросили о Сарре. Она, по-види-мому, не вполне разделяла веру своего мужа в обетование сына. Необ-ходимо было, чтобы она также веровала и действовала, как добровольная участница в этом деле. С этой целью и было посещение трех Ангелов. Толь-ко во время беседы Господь открылся Аврааму. Никто, кроме Иеговы, не мог сделать такого обетования, которое сделал Он, говоря Аврааму: «Я опять бу-ду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены тво-ей» (Быт. 18:10).
Но Ангелы при своем посещении Авраама имели и другую цель. Они отпра-вились в свой дальнейший путь, и Авраам сопровождал их. Они направ-лялись к Содому, и Господь открыл Аврааму о предстоящей гибели городов долины в наказание за их гнусное беззаконие. Авраам был избран из всего человечества для того, чтобы быть хранителем божественной истины. Он был тем, кто должен был вести род свой по пути религии и благочестия. Он должен был таким образом получить возможность передать всем после-дующим жителям этой страны о страшной причине разрушения нечестивых городов в предостережение от подобных же беззаконий. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт. 18:17). Ощущая себя прахом и пеплом пред Богом, Авраам все же дерзнул обратиться к Нему: «неужели Ты погубишь правед-ного с нечестивым?» (Быт. 18:23). Господь обещал, что если хотя 50 праведников найдется в городах тех, то помилует их. Авраам, думая о своем племяннике Лоте и поощренный снисходи-тельностью Божией, стал настаивать в своем заступничестве, пока не получил милостивого от-вета от господа, что Он помиловал бы весь город и ради 30, 20 или даже 10 праведников. Такое великое значение имеет ходатайство святых перед Бо-гом. Образец веры теперь стал образцом любви. Человек, показавший себя мужественным в битве, теперь показывал себя дерзновенным и в молитве. В беззаконных городах не оказалось и самого малого количества праведных, и по-тому казнь их была неизбежна.
Авраам с грустью возвратился в свой шатер, двое Ангелов-странников от-правились в Содом. Когда они прибыли туда вечером и вошли в городские ворота, Лот, который совершенно оставил пастушескую жизнь и жил в горо-де, сидел у ворот. Увидев странников, он, по примеру Ав-раама, пригласил их к себе в дом и оказал им радушное гостеприимство. Испытывая его ис-кренность, они сначала отказались от приглашения, но, видя настойчивость Лота, они приняли его приглашение, и были приняты с особым почетом. Но жители Содома, обезумев от необуз-данной похоти, не остановились перед оскорблением странников своим похотливым и разврат-ным буйством. Не-обыкновенная красота ангелов возбудила в них животные страсти, и они ста-ли требовать от Лота выдачи странников им. Лот, слабый как всегда, руко-водствуясь добрыми побуждениями, хотел пожертвовать своими дочерьми похотям горожан, чем потерпеть нарушение обязанностей гостеприимства. Но гости сами за себя постояли, ведь такая жертва Лота все равно их не спасла бы. Они поразили слепотой толпу, тянувшую к ним свои грязные ру-ки. Наказание не могло долее откладываться. Ангелы объявили Лоту о при-чине и цели своего страшного посещения и повелели ему известить об этом всех своих родных и вместе с ними бежать из города. Лот поспешил к ним с сообщением об угрожающем разрушении и убеждал их воспользоваться оста-ющимся временем и бежать от верной гибели. Но он говорил как с глухими. Очевидно, он не имел на этих людей влияния. Сам он, хотя и убежденный в действительно-сти приближения гибели, тоже не сразу хотел расстаться с городом, в котором наслаждался роскошью и довольством. Он медлил. Тогда Ангелы, повелев ему взять свою жену и двух доче-рей, насильно вывели его за город и сказали бежать в гору, бежать не оглядываясь. Но даже то-гда он не мог совершенно оторваться от места, к которому привязывали его жи-тейские связи, и упросил пощадить малый город, где он хотел спастись. Впо-следствии город стал называться Сигор. Спасаясь бегством от ужаса, нака-зания, который навлекли на себя нечестивые города, жена Лота по чисто женскому любопытству оглянулась на оставленное жилище. Ее сожаление, недоверие, привязанность к разврату и роскоши были незамедлительно на-казаны – она превра-тилась в соляной столп. Иисус Христос указывал на урок в нескольких словах: «вспоминайте жену Лотову» (Лук. 17:32). Как только Лот с дочерьми достиг Сигора с неба полилась разрушительная лава из серы и огня, и на следующий день на том месте, где были беззаконные города, курился лишь смрад и дым, как «дым из печи», и волновалось желтомутное серное озеро, назы-ваемое теперь Мертвым морем. Таким образом «Содом и Гоморра и окрестные город, подобно им блудодей-ствовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример всем делателям зла» (Иуд, 7).
Последующая история Лота печальна и унизительна. По своей слабости и недоверию он опасался жить в Сигоре и удалился с дочерьми в одну из пе-щер и там невольно сделался виновником чудовищного преступления. До-чери его, думая, что весь остальной человеческий род погиб, напоили отца своего и решили восстановить род свой от него. У них родились сыновья Мо-ав и Бен-Амми. Развращающее влияние городов долины, не прошло даром для этих дев, понизил их нравственный уровень, затуманил в их глазах ве-личие преступления. Таким образом Лот оказался спасенным, но поте-рявшим все то, что считал для себя самым дорогим. Теперь он был вдовец, бездомным, бездетным, имея лишь наследников своего позора…
Страшное бедствие, разразившееся над долиной Содомского пятиградия, вид этой опустошенной местности сделали всю местность невыносимой для неж-но-сердечного патриарха. Авраам поднялся всем шатром и отправился на юг страны, остановился в Гераре. Город этот лежал в долине, идущей к Вир-савии, где у Авраама и Сарры родился давно желанный сын – Исаак. Рож-дение наследника совершенно изменило положение Измаила. Вырос он пове-лительным и нетерпеливым в своих желаниях. Он издевался и насмехался над Исааком. Сарра жаловалась на него, но Авраам печалился от этого. Только когда уже божественное внушение заставило его обратить внимание на слова своей жены, он согласился наконец выгнать Агарь с сыном. Вели-чественное обетование должно было ограничиваться одной законной линией и не могло распределяться между различными соперниками. Притом Измаил был непригодным товарищем и руководителем для нежного Исаака. Боже-ственное внушение касательно изгнания Агари и Измаила сопровождалось обетованием, что от последнего произойдет великий народ, что впослед-ствии и произошло…
Но испытания для Авраама не закончились, хотя он был в преклонных летах, и можно было подумать, что он в мире и спокойствии сойдет в могилу. Но Ав-раам должен был выиграть еще окончательную победу и поэтому должен был подвергнуться наитруднейшему испытанию. Ис-пытание это в некотором смысле пришло неожиданно, хотя все предыдущая жизнь его была приго-товлением к этой окончательной борьбе. Самоотречение и безприкословное послушание давно уже были знакомы Аврааму. Вся жизнь его состояла из них. Он оставил свою родину в послушание голосу Божию; он порвал все связи со своими родными в Харране, отправился в Ханаан безродным и без-детным, переносил в течение многих лет тяжести неисполнившихся надежд, перенес душевную муку за безопасность своей дорогой жены; разлучение с Лотом тер-зало его любящее сердце; страшная гибель Содома и Гоморры, со всеми сопровождающимися и последующими ужасами, страшно потрясла и поразила его; прискорбно было для него и изгна-ние Агари с Измаилом. И ничто так ярко не свидетельствует о вере Авраама, как история с жертво-приношением.
Однажды Бог обратился к Аврааму: «Авраам! Возьми сына твоего, един-ственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2). Авраам сделал так, как повелел ему Господь. Как могло слу-читься, что Бог Авраама, его Господь, Который хранил его род, мог потре-бовать для Себя жертвы человека? Но Авраам, не колеблясь, идет на место, указанное Господом. «И устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и связав сына своего Исаака, положив его на жертвенник поверх дров. И про-стер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень, воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ни-чего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 20:9-12). Это было испытание веры. Авраам испытывался как отец, патриарх и верующий, и он с торжеством вышел из этого страшного испытания. Только такое мучительное и суровое испытание могло вполне доказать, что он был достоин того необычайного благословения, которое было дано ему. Настоящим испытанием сам Авраам мог познать тот дух, который находился в нем. Он сам засвидетельствовал о благодати Божией, которая восторжествовала в его повиновении. Вместе с тем, испытание это было нужно для того, чтобы Авраам понял, что Господь любит его и сына его. Да, Авраам знал, что Бог любит его, но ему необ-ходимо было понять, что это лю-бовь это особенная. Только после этого испытания Авраам с особой силой ощутил, что есть любовь Божия. Теперь Авраам знает, что любовь Бога к нему безгранична, она превосходит его любовь. В награду за послушание Господь утешил Авраама, подтвердил, что обетование Его Аврааму никогда не будет нарушено, что благословение Его всегда будет почивать на нем и на его потомстве, что от него благословение распространиться на все народы земли…
Через несколько лет после жертвоприношения Исаака Авраам покинул Вир-савию и пересе-лился на север от прежней своей стоянки в Хевроне. Здесь ему предстояло испытать последнюю великую скорбь в своей жизни, потому что именно здесь он потерял верную подругу своей страннической жизни. На 127 году жизни Сарра скончалась. Она всю свою жизнь прожила с Авра-амом. Авраам хотел с честью похоронить свою покойную жену, но во всей земле обето-ванной у него не было собственной земли ни на одну стопу. Он не имел здесь постоянного до-ма, не имел ни одного места, которое бы сде-лалось для него дорогим. Но теперь он решил при-обрести место погребения, место, где бы он мог в безопасности положить смертные останки той, кото-рую он любил, и таким образом хотя бы отчасти войти во владение обето-ванной зем-лей и передать это владение своим наследникам и потомкам. Авраам решил купить участок у своих соседей хеттеян. В Ханаане и других странах для погребения обыкновенно высекались гробницы в скалах. Именно такую пещеру, состоявшую из двух помещений, под названием Махпела Ав-раам решил купить. Купить, чтобы предотвратить всякую возможность в бу-дущем каких-либо споров, а заодно и землю вокруг гробницы, и добиться формального свидетельства этой покупки. Документ был составлен, «и ста-ло поле Ефроново, которое при Махпела, против Мамре, поле и пещере, ко-торая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраама, пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его» (Быт. 23:17,18). Именно в этой пещере было положено тело Сарры. По-лагая тело своей возлюбленной жены в пещеру Махпела, Авраам вверял ее душу Богу и уповал на радостное воскресение.
После смерти Сарры Авраам позаботился о сыне своем Исааке, чтобы он же-нился. Женился и сам Авраам, это была некая Хеттура, которая подарила Ав-рааму еще шесть сыновей, которых Авраам в свое время отослал из места своего пребывания (чтобы не было споров с его действительным наслед-ником) на восток, в страну, где они и стали известны под названием «сынов Востока» (Суд. 6:3)… Но вот пришел и последний час жизни Авраама. 175 лет прожил он, 100 из них прошло в земле Ханаанской, за исключением не-продолжительного пребывания в Египте. Он устроил все свои житейские де-ла. Богато одарив своих других сыновей, он все свое владе-ние передал Иса-аку. Освободившись от мирских забот и будучи в мире с Богом, он готов был отойти из мира сего, чтобы навсегда быть со своим Господом. Благословив внука своего Иакова Авраам уснул и более не проснулся. Так закончилсь эта священная жизнь, так этот великий святой предал дух и умер, «умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к на-роду своему», - присоединился к обществу тех верующих отшедших братий, для которых Бог приготовил небесное жилище (Евр. 11:16). Примиренные этой великой скорбью, Исаак и Измаил отдали дань почтения своему умер-шему отцу и благоговейно положили его те-ло рядом с останками своей ма-тери в пещеру Махпела.
Так по-разному закончилась жизнь в земле Ханаанской Авраама и пле-мянника его Лота. Лот сходит со страниц священной истории, представляя полную противоположность с Авраамом, который имел мир и радость в вере и на котором исполнилось Слово Писания: «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8). Не смотря на это, ап. Петр называет Лота правденым (2 Пет. 2:7). Но человеческая пра-ведность относительна. Сравнительно с обычаями и характером тех, среди которых он жил, добродетель Лота несомненно сияет ярко. И если его по-следующий образ действия обнаружил в нем слабость, преданность миру, самолюбие, то собственно нравственный дух его не может подлежать сом-нению и вызы-вает одобрение. Бог милостив в оценке Своих немощных тва-рей, и личная чистота и вера получают некоторую похвалу, хотя бы они и сочетались с недостатками в других отношениях. Лот должен был бороться против серьезных искушений, которые он главным образом навлек сам на се-бя, и он успешно противодействовал худшим из них. Он был спасен среди об-щей гибели и разрушения (грех всегда влечет за собой наказание), потому что Бог видел то добро, которое находилось в нем, хотя в то же время раз-личными испытаниями Он наказывал его неразумение и преданный миру дух. Как одна звезда отличается от другой в славе, так различны и степени пра-ведности. Лот, конечно, по своей праведности стоит гораздо ниже Авраама, но и он, живя среди окружавших его нечестивцев, настолько возвышался среди них нравственно, что вполне заслужил даваемый ему ап. Петром эпи-тет «праведного»: «ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно му-чился в праведной душе, видя и слыша дела беззакония» (2 Пет. 2:8).
Каким именем лучше всего можно было определить характер патриарха? Друг Божий! Что-бы быть «другом Божиим», человек должен был получить особые дары благодати и должен был особенно соответствовать божественному при-званию. Именно таков был Авраам. Бог не наси-ловал его воли. Бог видел, насколько душа Авраама способна была воспринять божественное призва-ние. Он видел, как открыто было его сердце для восприятия любви и бла-гости Божией. Он знал, как хорошо Авраам употребит свет и знание, сделав-шиеся его достоянием. Одной из главных особенностей Авраама было бла-гочестие, постоянное сознание соприсутствия невиди-мого Бога, любовь и почтение к Всевышнему и деятельная самоотверженность в служении Ему. Где бы он ни странствовал, в каком бы месте он ни останавливался, первой его заботой было воздвигнуть жертвенник, назначить особое место для бого-служения. Бог для Авраама личным нежным отцом, который вступил в тесный завет с его родом, был руководителем и советником, милостивым хранителем всех исполняющих волю Его и праведным Судьей для непослушных. Вся жизнь Авраама проходила пред очами Божиими, он ходил пред Господом и стремился к совершенству. Самоотречение было господствующим правилом его жизни У него не было ни малейшей мелочной гордости, всегда был сми-рен и кроток сердцем. Все его существо было проникнуто любовью, в тече-ние всей своей жизни он был человеком искренним, ревностным, чистым и действовал от полноты сердца. Он выступает перед нами как пример веры, пример человека, который веровал слову Божию и всецело поступал на основании этой веры. Вера, воплощаемая в действии, есть главный ключ к его жизни. В примере Авраама могут черпать вдохновение святых чувств веры, надежды и любви люди всех народов и веков.

ИСТОЧНИКИ: Библия. Книга Бытия.

ЛИТЕРАТУРА:1. Библия. Деяния св. Апостолов. 2. Лопухин А. П. «Библейская история Ветхого Завета».

Щеголева Надежда

Категория: О Вере | Просмотров: 976 | Добавил: Сова | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск статей
Категории
О Вере [20]
О человеке [40]
О Церкви [8]
О Церковной жизни [18]
О богослужении [2]
О духовной жизни [20]
В защиту Веры [7]
Богословие [11]
Праздники [14]
Отечество [13]
Люди [7]
Для детей [3]
Проповедь [6]
Читальня [5]
Другое [18]
Форум
Активные темы:

Последние статьи
Кто на сайте
Всего: 1
Скоромимоходящие: 1
Пользователи: 0


Активность
за последние 15 мин.


Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Детский фотограф, портретная фотография, интерьерная фотосъемка