Среда, 24.04.2024, 00:24
 
Вы вошли как "дорогой гость"
Начало Регистрация Вход
Меню сайта

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не ревозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (1Кор.13:4-7)
Ссылки


Наш опрос
Как Вы узнали о нашем сайте?

Всего ответов: 360
Поиск

в православном интернете
ИСКОМОЕ.ru

по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » О Вере

Авраам и Лот в земле Ханаанской (Два вида патриархов) 1-я часть
Авраам и Лот в земле Ханаанской (Два вида патриахов)
(контрольная работа)

1 часть
Библия в своих первых главах рисует мрачную картину мирового греха. Но Господь исполь-зует и само зло в провиденциальных целях. Среди падших людей появляются такие личности, которые с полным доверием идут за Гос-подом. Своим орудием Господь избирает еврейский народ, получивший свое название от Евера – одного из потомков Сима. «Сала родил Евера. У Евера родились два сына; имя одному Фалек,.. имя брату его Иоктан…» (Быт. 10:24-25; 11:16). Потомки Евера упоминаются до времени Нахора: «Нахор… родил Фарру. По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать лет и родил сынов и дочерей /и умер/. Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Ара-на» (Быт. 11:24-26).
Каждый народ, по словам профессора Князева, возникает в результате естественных процессов, постепенно формируясь под воздействием раз-личных факторов: наследственности, окружающей среды, культурной тра-диции и т. д. Израиль же зародился как религиозное движение. Он имел вож-дей, которых единая вера побудила объединиться, и уже из этого религи-озного единства прорастало единство национальное. Аврам был первым осно-вателем, родоначальником этого движения. Как глава патриархов, он носит условное наименование пророка.
Важно правильно определить место Аврама в истории Божественного домо-строительства. Как мы помним, после Потопа Бог заключает с Ноем новый нравственный завет, по которому утверждается статус человека в мире. Господь говорит, что отныне, как бы ни согрешал человек, Он не будет его уничтожать и полагает завет между человеком и Богом. Знамением завета становится радуга – некий духовный мост, соединяющий небо и землю.
Но, к сожалению, Потоп не исправил нравственную природу человека. Дви-жение к падению продолжалось, причем в самом же первом праведнике – в Ное. Он испивает вина и делается пьяным, что ведет ко греху его сына Хама, который осуждает отца, насмехается над ним.
Далее была Вавилонская башня – символ нового богоотступничества, по-строив башню, люди хотели возвысить себя до небес. Здесь желание быть как Бог, будучи без Бога. Но башня не была построена. Ее строительство закончилось трагически для людей – Господь расселил их. Человек получил от Бога благословение расселится по земле и возделывать ее. Но, может быть, это было не трагедией для человека, а благословением? Ведь Господь сохраняет человека. Расселение, смешение языков – некое благодеяние Бога по отношению к людям. Благодаря этому они перестают делать то, что задумали, их богоотступнические планы полностью разрушаются.
Таким образом Бог использует само зло, отвечает на падение избранием. Среди падших и противящихся Богу появляются люди, которые следуют за Его призывом. Своим орудием Господь избирает еврейский народ, который, как говорилось выше, получает свое имя от Евера, потомка Сима.
Нередко встает вопрос: почему именно Израиль, а не другой народ стал из-бранником Божиим? Ни хетты, ни арамейцы, а евреи? Почему именно им были даны обетования? Бог не открылся другим народам, потому что они не были достаточно готовы к принятию этого откровения. Ни Греция, ни Индия не мог-ли стать лоном Нового Завета. Античные философские системы видели спа-сение только в смерти, в переходе в иной мир. В Израиле же вера в спасе-ние и избавление была тесно связана с признанием реальности и цело-стности этого мира. В центре религиозных представлений Израиля – живой человек, который предстоит пред Богом. Такова религия Ветхого Завета.
Начало Ветхого Завета, т. е. диалога между Богом и человеком было как бы незначительным. «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, и вышел с ними из Ура Халдейского в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» (Быт. 11:31).
Что представлял собой Аврам как глава рода? Отцом семитического семей-ства был Фарра. Положение этого семейства в идолопоклоннической стране было тяжелое. Кругом царило самое омерзительное идолослужение. Сам Ур Халдейский был центром поклонения идолам, славился своими храмами идо-лам, среди которых самым почитаемым была Луна. Все это так тяготило се-мейство Фарра, и особенно его старшего сына Аврама, что они, не видя воз-можности далее оставаться в идолопоклоннической и нечестивой стране, жители которой, вероятно, к тому же враждебно относились к ним за их истинную веру и непоклонение идолам, намеревались совсем оставить ее и переселиться в землю Ханаанскую. Но различные связи со страной все еще удерживали их от этого, и они переселились лишь в другой город Халдеи – Харран.
Здесь окружающая среда также не осталась без влияния идолопоклонства, семейство Фарра тоже. По всей видимости, сам Фарра к концу жизни под-дался идолопоклонству. Таким образом опасность угрожала вере даже в этом ее убежище. Тогда Господь определил взять из этого именно семей-ства человека, чтобы сделать его своим избранным орудием в деле сохранения истинной религии в мире. Божественный выбор пал на Аврама. Господь призывает Аврама, чтобы он путем очищения от той жизни, к кото-рой привык, ушел в землю незнакомую и неизвестно где находящуюся. Аврам подчиняется; именно это и было признаком его веры.
Аврам был несомненно самый верующий и благочестивый член в семействе, и, по иудейскому преданию, он еще в детстве проявил необычайную пре-данность истинной религии. Будучи еще отроком, Аврам при виде окру-жающего его грубого идолопоклонства, тревожно задавал себе вопрос: пра-вильно ли поступают люди, боготворя небесные светила? Однажды, по пре-данию, взглянув на небо, юный Аврам, подумал, кто бы мог сотворить все это. Взошло солнце в своем великолепии, и Аврам подумал, что должно быть это и есть Создатель всего. И он покло-нился ему и боготворил целый день. Когда же вечером солнце закатилось, Аврам засомневался: Создатель всего не мог так помрачиться. Потом взошла луна, и Аврам поклонился ей. Но утром ушла и луна, и звезды померкли, и опять взошло солнце. Аврам про-изнес: «Нет, не может быть, чтобы какое-нибудь из этих небесных светил могло быть Создателем мира; они повинуются только воле Невидимого, ко-торому они и обязаны своим существованием, и вот отныне я и буду только боготворить Его, Ему-то я и буду только поклоняться». И этой истинной веры он непреклонно держался до того момента, когда промысл Божий сделал его своим избранником.
Бог избрал праведного Аврама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. Чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (среди родных людей – язычников – скорее можно научиться идолопоклонству), Бог явился Авраму…
«И сказал Господь Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе». Чтобы ободрить его в этом подвиге, Господь тотчас прибавляет великое обетование: «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1-3). Здесь заключается обетование троякого благословения, от-части земного и отчасти духовного. Аврам должен отправиться в землю, в которой он обоснует свое жилище; от него произойдет великий народ, и в нем и чрез него все народы земные получат благословение. Полный смысл этого обетования могло выяснить только время. Насколько его понимал сам Аврам неизвестно, но из него он должен был получить новый урок отно-сительно сущности Бога. Теперь он видел в Господе не только великого Творца, но и мудрого Правителя; он признавал Его правящий Промысл, знал, что именно по воле Божией он должен поселиться в земле, в которую он был на-правляем, что в этом новом месте жительства он и его потомство получат какие-то необычайные благословения, и что от его семени произойдет нечто спасительное, доброе для всего человечества.
Это торжественное обетование овладело всей его душой, направляло всю его жизнь, заставляло его с необычайной любовью взирать на землю Ханаанскую, с которой неразрывно связывалось это благословение. Авраму в это время было 75 лет. Он был женатый человек и, хотя не имел детей, смог вполне устроиться на своей родине; поэтому, чтобы оставить все и идти в не-известную землю, требовалась сильная вера в голос откровения. Но Аврам был силен верою. В доме отца он мужественно боролся против вторжения идолопоклонства, и теперь, слыша такое великое обетование, выше которого в патриархальное время и не могло быть для верующего чело-века, он «верою повиновался призванию идти в страну, которую имел по-лучить в наследие; и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11,8). Мало того: он оставил не только страну, но и своих родственников и дом своего отца. Правда, в этом новом странствовании его сопровождал племянник Лот, оставшийся сиротой после своего отца Арана. Нахор со всеми своими домочадцами и семейством остался в Харране (или местности, известной под названием города Нахорова (Быт. 24:10; 27:43; 28:5,10)). Аврам же самоотверженно порвал со всеми этими привязанностями.
Уходя в Ханаан, Аврам взял все свое имущество, которое было у него и Лота; стада овец и рогатого скота, рабы и домочадцы – все это сопро-вождало великого странника. Не имея наме-рения когда-либо возвратиться назад, Аврам ничего не оставлял позади себя. Он отправился в пустыню, как странник, который навсегда оставляет свой прежний дом и не надеется уже никогда увидеть его. Таким образом, имеем картину переселения патриарха, дающую понятие о его богатстве и могуществе. Все эти домочадцы несом-ненно научились истинной вере от своего господина. Выражение «взял всех людей, которых он имел в Харране» иудейскими и христианскими коммен-таторами объяснялось в том смысле, что Аврам обратил их к истинной вере и приобщил к обетованию Иеговы.
Авраму было трудно порвать со старыми привязанностями. Но человек он был не честолюбивый. Смотря на дело с простой точки зрения, ему не предстояло ничего выиграть и много потерять через это переселение; но послушание неразлучно с самопожертвованием. Путешествие было трудное и опасное, будущность была совершенно неизвестна, и предстоящее благо-деяние было неосязательно. Но Бог повелел и нужно повиноваться. Этот раз-рыв семейных уз был необходим; это входило в божественный план для вы-деления избранного рода. Аврам видел эту необходимость в разрыве со ста-рыми привязанностями, в устранении себя от злых влияний суеверия и идо-лопоклонства, и он предался водительству высшей руки с безусловной ве-рой.
Чем дальше он уходил от родного дома и родной страны, тем ближе он под-ходил к Богу. Чем меньше мог он полагаться на других, тем более он старал-ся опираться на всемогущую, поддерживавшую его руку Божию. Все вело к лучшему, каждое испытание было лишь подготовлением пути для оконча-тельного испытания. Здесь делался новый шаг для содействия истинной рели-гии. Всякая попытка озираться назад в таких обстоятельствах была бы роко-вой для этого бо-жественного плана, как было бы противно и всей прежней жизни Аврама. Это было своего рода отречение от мира, которое предстояло ему сделать. Здесь было предвестие того сурового урока, который преподает Евангелие: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и ма-тери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26,33).
И вот караван избранника Божия двинулся по безлюдной пустыне в землю обетованную, в неизвестную землю. Так закладывался основной камень того здания, которое должно завершиться в Новом Иерусалиме; совершалось окончательное выделение того нового рода, от которого должен был про-изойти Мессия, безкровный победоносец, безпорочный покоритель падшего мира. Одинокий в своем общении с небом, одинокий в своих надеждах и побуждениях, встречая каплю сочувствия, Аврам, твердый своим упованием, полагаясь на невидимую по-мощь, с твердой уверенностью совершал свой путь. Лот, видимо, мало проникал в глубину сердца своего дяди, Сара тоже была слаба.
«И прошел Аврам по земле сей (по длине ее) до места Сихема, до дубравы Море. В этой зем-ле тогда (жили) Хананеи. И явился Господь Авраму и ска-зал (ему): потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там (Аврам) жерт-венник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай н восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господ (явив-шегося ему)» (Быт.12:5-8).
Ханаан был красив и плодороден. Жили там хананеи, как говорилось выше, это был один из самых нечестивых народов. Хананеи – потомки Ханаана, сы-на Хамова. Именно эту землю Бог и решил отдать Авраму и потомству его. Но здесь жили не только потомки Хама, но и первобытные туземные племена: хорреи, рефаимы, авимы и др. Но с первобытными жителями Ханаана Аврам, по-видимому, не общался. Аврам входил в сношения только с покорителями туземных жителей, во множестве там живших. Другим народом, с которым общался Аврам, были амор-реи. Это был народ воинственный и храбрый, и союз именно с ними дал возможность Авраму впоследствии успешно одер-жать победу над эламитскими завоевателями. В противоположность этому воинственному народу были мирные хеттеи – сыновья Хета. Их город Хеврон наиболее тесно связан с жизнью Аврама, в нем даже находится его гроб-ница. С племенем хетов, обитавших у дубравы Мамре, патриарх имел самые дружеские отношения. Свои стада он пас среди них и именно к ним обра-щался за покупкой пещеры Махпела. Это был народ просвещенный и высоко цивилизованный…
Религия ханаанских племен состояла в боготворении природы, постепенно выродившимся в безнравственность и жестокость. Уклонявшиеся от бого-откровенной религии народы обыкновенно освящали свои собственные стра-сти и похоти, прикрывая распущенность как бы божественным соизволением. Для умилостивления сил природы, они приносили человеческие жертвы, они не смущались убивать даже своих собственных детей на жертвенниках сво-им богам. В то же самое время в некоторых местах сохранялась и более чи-стая религия. Мелхиседек был священник Бога Всевышнего. Авимелех (Быт. 21:22 и далее) также знал о Боге. Т. е. в Ханаане в то время рядом с идо-лопоклонством и многобожием сохранялось и предание об истинной религии, и Аврам, признававшийся поклонником единого Бога, не был преследуем или презираем на этом основании. В своих связях с местными жителями он не упускал случая внушать им более чистое учение и обращал их к истинной религии…
Живя в Ханаане, Аврам не встречал никаких затруднений в прокормлении своих стад, где только ему хотелось. Многочисленность его домочадцев де-лала его сильным начальником племени и естественным главой союза тузем-ных начальников, когда им угрожала опасность. Дело в том, что в Палестине (Ханаане) обитало от семи до десяти различных племен, как говорилось вы-ше. Большая часть из них были весьма малочисленны, не связаны между со-бой узами общей гражданственности, не управлялись каким-либо одним вер-ховным начальником и настолько были разделены между собой, что не имели надобности даже враждовать из-за земель. Иудеи не истребили эти племена и жили вместе с ними. Со временем эти туземцы более и более принимали религию победителей и жили совместно с ними, хотя никогда не смеши-вались с ними.
Когда Аврам впервые появился в Палестине, жители городов занимались тор-говлей и различными промыслами, у них существовало даже публичное судо-производство у городских ворот. В соседстве этих более постоянных жилищ Аврам и основывал свое временное обитание. Его образ жизни представлял контраст с образом жизни туземцев. Простой и чуждый всякой роскоши в своих привычках, он раскидывал свою палатку в каком-нибудь облюбо-ванном месте, воздвигая отдельную палатку для своей жены и ее служанок. Пищи было в изобилии; рабы, рожденные в доме или приобретенные поку-пкой, пользовались хорошим обхождением и составляли стройную общину, над которой глава рода имел безусловную власть, ограничиваемую есте-ственной добротой характера.
И вот, когда Аврам поселился на почве Ханаана, он удостоился нового от-кровения, которым была разъяснена ему цель его переселения. Послушание в его жизни было раньше знания о цели его. Ему опять явился Господь и дал определенное обещание этому бездетному человеку: «потомству твоему от-дам Я землю сию» (Быт. 12:6). И он поверил этому слову. Исполнение его стояло вне человеческой воли и могло бы показаться невероятным для более плотской души. Но Аврам не колебался в вере. Как всегда вера у него тор-жествовала над видением. В доказа-тельство этого доверия и своего бла-гоговения, он воздвиг жертвенник Господу. Так он поступал везде, где толь-ко ему приходилось останавливаться во время своих странствований. Он не воздвигал дома или постоянного жилища, которое могло бы доставить ему особые удобства жизни, но он повсюду приготовлял место для поклонения Богу. Подобно тому, как Ной, по выходе из ковчега, принес благодар-ственную жертву на обновленной земле, так и отец верующих проявил свою жертву и освятил землю построением жертвенника явившемуся ему Господу. Это было свидетельством его истинной религии, которую он принимал всем своим сердцем. Это был протест против многобожия и идолопоклонства ок-ружавших его народов. Хананеи не оказали никакого противодействия этому его религиозному акту, и не видели, что это было подготовкой того великого будущего, когда их земля должна была сделаться достоянием потомков имен-но этого патриарха и стать местом служения Господу, единому, истинному Богу.
От своей стоянки в Сихеме Аврам переселился в окрестности Вефиля. Селе-ние это находилось в 15 верстах от Иерусалима на большом хребте. Несколь-ко источников орошали известниковые скалы окрестности и поддерживали зелень среди каменистой почвы. Здесь, на небольшой каменистой, но пло-дородной равнине, был построен Аврамом жертвенник. Вефиль всегда нахо-дился в высоком почтении, как священное место. В этом древнем религиозном святилище Аврам и раскинул свою палатку.
Итак, в земле обетованной Аврам вел спокойную пастушескую жизнь, оста-навливаясь на том или другом месте, пока был запас корма и воды, и когда они истощались, он продвигался в дру-гую более плодородную местность, но все время «продолжал идти к югу», в южную область Палестины. Куда бы он ни приходил, он везде приносил жертву и «призывал имя Господа». Своих домочадцев он заставлял поклоняться Иегове и, по мере возможности, дей-ствовал в качестве миссионера по отношению к окружающим язычникам, проповедуя истинную религию и показывая делами одушевлявшую его веру.
Но вот Аврама постигает новое испытание. Земля, которая была обещана ему, и в которую он переселился, как в свое будущее наследие, будучи столь чудесно руководим к ней, не могла содержать его долее. Настал силь-ный голод. Аврам должен был или оставить свое настоящее место-пребывание, или истощать от недостатка воды и пастбищ. При таких тя-желых обстоятельствах жители Палестины, которая часто страдала от засу-хи, естественно обращали свои взоры к Египту, в котором были более благо-приятные условия для урожая, независимо от погодных условий. Туда-то Аврам и отправился пожить на некоторое время. Вследствие посещения Египта Аврам сделался «очень богат скотом, и серебром, и золотом». Не упускал он и возможности доказать превосходство собственной веры над верой жрецов, за что приобрел славу ученого и философа, и был почитаем как чудо мудрости и святости.
Долго Аврам не мог оставаться в Египте, и вместе с племянником Лотом дви-нулся обратно к Ханаану, к прежнему стану между Вефилем и Гаем. Здесь, вблизи Вефиля Аврам возобновил свое богослужение, «призывая Господа». Обладая полным благосостоянием, он думал на время найти здесь покой. Но как потом говорил Христос, «в мире вы будете иметь скорбь». Именно это пришлось испытать на себе великому патриарху. Поводом к этому послужило само благо-состояние, которым Бог наделил его. Стада Аврама и его пле-мянника были теперь уже так велики, что им стало не хватать пастбищ. Пас-тухи того и другого начали заводить из-за пастбищ споры и ссоры между со-бой. Этому еще более содействовало то, что сама страна не была их соб-ственностью, а занята хананеями и ферезеями (Быт. 13:7). Споры пастухов скоро привлекли к этому и самих владельцев стад, причем оказалось, что Лот примешивал и явное желание освободиться от влияния своего дяди. Это было новое испытание веры Аврама, и он не посрамил ее. Чтобы покончить с этим спором, Аврам сказал Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими: ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». Лот воспользовался этим великодушным предложением своего дяди и избрал себе лучшую часть пастбищ, взяв всю богатейшую окрестность Иорданскую, - страну, которая «вся до Сигора, оро-шалась водою, как сад Господень, как земля Египетская». Сам Аврам, веруя в лучшее обетование, остался на скудных пастбищах Вефиля.
Сторона Иорданская была красива, орошаема, богата. Красота местности не ограничивалась ее естественными свойствами: на большом тракте восточной торговли лежали иорданские города и обещали проницательному взгляду Лота богатый рынок для сбыта произведений от его стад, так же как и пред-меты роскоши и всевозможных житейских удобств. Более, чем Аврам, пре-данный миру Лот избрал именно эту соблазнительную страну, забывая, что внешнее преимущество может оказаться слишком дорогим. Избирая эту бога-тую долину, а вместе с нею и развращенную цивилизацию, до ужасной пыш-ности развившуюся среди искушений и под влиянием теплого расслабляю-щего климата, он обратил свое лицо в ту сторону, где перед ним рассти-лался этот земной рай, и, получив соизволение своего дяди, раскинул свою палатку у ворот Содома. «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:13).
Аврам таким образом остался на более скудных пастбищах Вефиля. За эту веру, соединенную с самоотвержением, Господь наградил его третьим обетованием: «возведи очи свои, сказал ему явившийся Господь, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать пе-сок земной, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и ширину ее, ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Гос-поду» (Быт. 13:14-18).
Это было третье место стоянки Аврама в земле обетованной, и оно сдела-лось обычным ме-стом пребывания его там. Здесь наконец Аврам мог спо-койно отдохнуть, как бы у себя дома, в прекрасной долине, изобилующей источниками и дубовыми рощами, наслаждаясь прохладой превосходного кли-мата. Если Лот наслаждался тропической роскошью Содома, то на долю Ав-рама выпал освежающий воздух холмов, склоны которых были покрыты роща-ми плодовых деревьев, кругом расстилались нивы пшеницы и ячменя, преры-ваемые садами и виноградниками (по верованию иудеев, виноград на этих плодородных склонах впервые был насажден рукой самого Бога).
Итак, Лот, отделившись от своего дяди, поселился в нижней части долины Иорданской, которая в то время была занята пятью богатыми городами. Горо-да эти – Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Бела (или Сигор) – составляли со-юз пятиградия; каждый из них имел своего особого царя, но во главе их сто-ял царь Содомский. Население этих городов отличалось возмутительным растлением нравов и порочностью, омерзительными и противоестественными пороками. Лот мало обращал на это внимания, так как исключительно ру-ководился житейскими побуждениями, заботясь об обезпечении себя всеми житейскими удобствами. Он, может быть, и собирался насколько возможно держаться пастушеской жизни, вследствие чего и поставил свою палатку вблизи Содома. Но на этом Лот долго не задержался. Прелести городской жизни оказались слишком сильными для его слабого характера. Мало-помалу он оставил пастушество, поселился в нечестивом Содоме, сделался город-ским жителем и настолько поддался влиянию этой жизни, что даже и своих дочерей выдал замуж за содомитян. Ревность, с какой он некогда следовал примеру и руководству своего дяди, значительно ослабела. Человек, кото-рый некогда оставил свою родину и свою страну для свободного и спокой-ного служения истинному Богу, теперь ограничивался безплодным протестом против идолослужения и нечестия своих соседей и думал, что он исполнял свою обязанность, воздерживаясь только от подражания их порокам и сох-раняя свою веру в Иегову.
Содом, главный город из пятиградия, обязан основанием племени Хамову. Жители пользовались чрезвычайным довольством, находились в стране не-обыкновенно плодородной и на большой торговой дороге между Египтом и Востоком. Вследствие этого жители сделались чрезвычайно богатыми и жили роскошно. Они давно уже потеряли веру в единого истинного Бога и покло-нялись божествам, служение которым состояло в гнусном поощрении чело-веческих страстей и похотей. Цивилизация их состояла в наиболее удобном и полно чувственном наслаждении. Противоестественный порок, которым особенно отличался Содом, был признаком крайнего нравственного падения, и народ, среди которого преобладал такой порок, пал уже до такой бездны зла, что по необходимости должен был подлежать разрушению, и он вскоре получил весьма страшное предостережение в виде тяжкого бедствия, по-стигшего как весь го-род, так и поселившегося в нем Лота…
За 14 лет до этого времени (когда Аврам был еще в Халдее) цари Востока, под предводительством Кедорлаомера, царя Еламского, сделали нашествие на Сирию и, среди других завоеваний, подчинили себе и жителей Содомского пятиградия. Когда Лот поселился в этой долине, содомитяне еще признавали над собой главенство Еламского монарха. Но на тринадцатом году своего подчинения пять царей этих городов, заключив между собой союз, возму-тились и отказались платить обычную дань. Следствием этого было то, что Кедолаомер с тремя союзными царями двинулся для их усмирения и нака-зания. Идя от Евфрата в Сирию были побеждены рефаимы в Васане (Быт. 14:5), зузимы, эмимы, хорреи, амаликитяне, амморреи. Уже затем войска двинулись на Иорданскую долину. Преданные роскоши и расслабляющим по-рокам, жители Иорданской долины не могли выстоять против закаленных и искусных воинов Халдеи, войска их были обращены в бегство, цари Содом-ский и Гоморрский в страхе попадали в смоляные ямы, на которые они рас-считывали как на укрепление, и погибли, а остальные убежали в горы. Воспользовавшись этой победой, победитель захватил все имущество Содо-ма и Гоморры со всеми запасами их, и с большой добычей и множеством пленных отправился в обратный путь. Среди пленников оказался и Лот, кото-рый в это время жил в Содоме. Он сам выбрал этот город местом жительства для себя, и сам должен был нести последствия своего выбора. Он разделял вместе с содомитянами удовольствия их города и вместе с ними должен был разделять постигшее их бедствие. Ему теперь угрожала страшная участь провести всю остальную часть своей жизни в тяжелом плене, но от этого он был избавлен своим великодушным и мужественным дядей Арамом.
Когда победители возвращались с богатой добычей домой, Аврам жил еще у дуба Мамрийского, где и получил печальное известие об этом событии. Оно очень поразило Аврама, он не медлил ни одной минуты и тотчас же при-ступил к делу избавления своего племянника. Хотя он был и «еврей», пере-селенец из-за Евфрата, но у него было много друзей и союзников в этом но-вом месте его жительства. В союзе с ним состояли три могущественных амморейских вождя, которых он и призвал теперь на помощь. Как ни непри-ятно было ему, мирному, патриарху, браться за военное дело и вмешиваться в мирские дела, здесь сами обстоятельства дела требовали его вмеша-тельства, так как он считал своим долгом позаботиться об освобождении своего племянника Лота. Тотчас же он вооружил всех своих собственных слуг и вместе со своими союзниками пустился в погоню Кедорлаомер, счи-тая себя совершенно обезпеченным от преследователей, не принял даже никаких предосторожностей против нечаянного нападения. Аврам не соби-рался вступать в открытый бой. Его целью было избавить лишь своего пле-мянника, а не приобретение военной славы. Именно поэтому он прибег к военной хитрости, вследствие чего Аврам привел неприятельский лагерь в крайнее замешательство, разбил его наголову и обратил в безпорядочное бегство. Освободив таким образом всех пленных вместе с Лотом, а также и все захваченное имущество, он пре-следовал неприятеля до Ховы вблизи Дамаска. С большой добычей и освобожденными пленниками Аврам воз-вратился в мир в долину Иорданскую.
Такой подвиг не мог не пойти без выражения особой признательности. Слава и влияние патриаха чрезвычайно возвысились, и благодарность народа выра-жалась всячески. Прежде всех вышел к Авраму царь Содомский, чтобы по-дравить его и получить часть добычи из его рук. Строго, вся возвращенная добыча принадлежала освободителю, а не прежним вла-дельцам. Но вели-кодушный Аврам не желал этого. Патриарх решительно отказался: он вел войну не для своего обогащения и корысти ради. Щедрый и великодушный, как всегда. Чуждый всякой алчности, он торжественно от-вечал царю Со-домскому: «поднимаю руку мою к Господу, Богу все-вышнему, что даже нит-ки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обо-гатил Араама» (Быт. 14:22,23). Для него, как истинного поклонника единого Бога, было бы непристойно ставить себя в некоторые обязательные отно-шения к содомитянам и принять на-граду из их рук, оскверненных грехом.
Другим царем, вышедшим встречать победоносного Аврама, был Мелхи-седек, «царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Все-вышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Все-вышнего, Владыки неба и земли, И благословен Бог Всевышний, Который пре-дал врагов твоих в руки твои. Абрам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18-20). Присутствие Мелхиседека, «священника Бога Всевышнего», среди языческого, предполо-жительно, населения Салима само по себе чрезвы-чайно поразительно. Появление его с жертво-приношением хлеба и вина яв-ляется слишком неожиданным потому, что мы привыкли видеть среди погру-женного в идолопоклонство населения одного только Аврама в качестве носителя истинной веры. Поразительна эта встреча оттого, что Аврам занял, по сравнению с Мелхиседе-ком, низшее положение и принял от него благословение.
Кто он такой, из какого рода-племени неизвестно. С именем его связана тай-на, придающая особенный интерес и величие самой личности Мелхиседека. В священстве Мелхиседека было нечто более возвышенное, чем простое главенство над племенем, и сам Аврам признал превос-ходство его свя-щенства. «Видите, как велик тот, которому и Аврам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь брать по закону десятину с народа, т. е., с своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Аврамовых. Но сей, не происходящий от рода их, по-лучил десятину от Аврама, и благословив имевшего обето-вания. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:4-7). Но так как, «никто сам собою не приемлет чести священства, но призываемый Богом» (Евр. 5:4)., то, несомненно, и Мелхоседек не был само-званным священником, но получил этот особый дар от Гос-пода и совершал священное служение среди благочестивых последователей, собиравшихся вокруг него из среды языческого населения, над которым он царствовал, как царь в этом городе мира. Его священство налагало на него обязанность при-носить жертвы и раздавать благослове-ние, что он и совершил при встрече с Аврамом. Вино и хлеб – эти эмблемы даров Божиих чело-веку были симво-лами божественного благословения и должны были представлять собой, что этот великий благодетель населения заслужил лучших даров земли. Древние писатели едино-гласно видят в этом обстоятельстве прообраз установления св. таинства евхаристии, великую безкровную жертву, которую Христос, свя-щенник по чину Мелхиседекову, приносит за своих верных. В этом при-ношении плодов земли Авраму могло заключаться и видимое подтверждение обетования, что вся земля эта в будущем будет принадлежать ему. Что пат-риарх смиренно принял благословение от этого царственного священника, как низший, подчиняясь высшему, это совершенно согласно с его смирением и верой. Видя в Мелхиседеке веру, подобную собственной, и признавая в нем не просто главу племени, но великого священника, Аврам низко покло-нился ему для принятия от него торжественного благословения и дал ему десятину от добычи. Общий характер Мелхиседека – прообраз Христа. Мел-хиседек («Царь правды») был священник не из рода Ааронова, но совер-шенно особого племени. Он благословил Аврама, отца верующих, в котором должны были получить благословение все племена земные…

Щеголева Надежда

Категория: О Вере | Просмотров: 1090 | Добавил: Сова | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск статей
Категории
О Вере [20]
О человеке [40]
О Церкви [8]
О Церковной жизни [18]
О богослужении [2]
О духовной жизни [20]
В защиту Веры [7]
Богословие [11]
Праздники [14]
Отечество [13]
Люди [7]
Для детей [3]
Проповедь [6]
Читальня [5]
Другое [18]
Форум
Активные темы:

Последние статьи
Кто на сайте
Всего: 1
Скоромимоходящие: 1
Пользователи: 0


Активность
за последние 15 мин.


Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Детский фотограф, портретная фотография, интерьерная фотосъемка