Суббота, 27.04.2024, 03:26
 
Вы вошли как "дорогой гость"
Начало Регистрация Вход
Меню сайта

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф.6:21)
Ссылки


Наш опрос
Как Вы узнали о нашем сайте?

Всего ответов: 360
Поиск

в православном интернете
ИСКОМОЕ.ru

по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » О Церковной жизни

Святые правители Грузии (контрольная работа)
СВЯТЫЕ ПРАВИТЕЛИ ГРУЗИИ

Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное Предание приписывает апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах. В стороне Иверской апостол Андрей оказался по просьбе Богородицы, Которую на то благословил Сам Господь, не отпустив Ее по выпавшему жребию идти проповедывать в Иверию. После долгих трудов в Иверии апостол Андрей возвратился в Иерусалим. Он затем возвратился в эти края с другими апостолами и продолжил проповедь Слова Божия. Вера, проповедуемая святым Андре-ем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Но тут же начались и гонения на христиан. Многие приняли мучения за Христа вместе с апостолом Симоном Кананитом, учеником Андрея Первозванного (могила Симона Кананита является древнейшей святыней Грузии).
Первой христианкой Грузии стала Сидония. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за Ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдания и боль, и она упала замертво. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в Древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали Литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа Хитон в руках, как свидетельство своей вечной любви.
После первого жестокого гонения на христиан последнее не исчезло с лица земли Иверской. Оно тайно, но теплилось в лесах, горах – в тайных собраниях уцелевших христиан. Через полвека после мученической смерти апостола Андрея в Ахаие, дело его продолжил папа Римский Климент, сосланный в края Тавридские императором Траяном.
Окончательное утверждение христианской веры на горах Кавказа связано с именем святой равноапостольной Нины, жившей в IV в.. Под влиянием святой Нины, воздвигшей в стране множество храмов в память великомученика Георгия Победоносца, Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем.
Итак, II в. в Грузии ознаменовался гонениями на христиан, но гонения в Закавказских странах, в отличие от Римской империи и Ирана, имели случайный и ограниченный характер. Во II-III вв. христианство продолжало распространяться в Грузии. Христианские общины были оазисами в духовной пустыне язычества.. Пришло время, и Пресвятая Богородица просветила Иверскую страну через свою избранницу святую Нину. Невеста Параклита (духа Святого) избрала инокиню, посвятившую себя Богу с детских лет, и сделала ее великим апостолом Грузии. Вся жизнь святой Нины была подвижничеством, бескровным мученичеством и непрестанной битвой с силами ада. Святая Нина крестом Божией Матери победила язычество в Грузии, по-вергла идолов, вырвала из пасти чудовища Картли и Кахетию. В Тбилиси, в Сионском Кафед-ральном соборе, хранится крест из виноградной лозы, свитый волосами святой Нины. От време-ни ветви лозы согнулись, будто опущенные крылья птицы как бы под тяжестью, которую несла Грузинская Церковь в многовековой борьбе с язычеством и исламом, с видимыми и невидимыми врагами Креста.
Церковь Иверская многократно подвергалась притеснениям и претерпевала тяжкие бедст-вия. На нее нападали как греки, с целью сделать Грузию своей провинцией для защиты от нападения персов, так и своекорыстное папство с запада, старавшееся всеми возможными средствами подчинить святую Церковь Иверскую своему престолу. Защитой чистоты Православия в Иверии были пастыри и учители, украшенные христианскими добродетелями, а перед врагами иноверными христиане отстаивали свои права, претерпевая все возможные мучения, страдания и, наконец, смерть. Кровожадные деспоты Востока: Тамерлан, Чингисхан и другие, потом магометанские государи, от Мурвана Глухого до шаха Аббаса, и, наконец, турки – беспощадно терзали Церковь Христову в Грузии. Но благое Промышление Божие хранило святую Иверию от окончательной погибели, врагам ее не удалось исполнить свои преступные замыслы, разбившиеся в прах пред стойкостью ее героев-мучеников и героинь-мучениц.
В данной работе хотелось бы остановиться на жизни и подвигах святых правителей Грузии.

28 августа/10 сентября празднуется память о страданиях святой мученицы царицы Ранской Шушаники.
Шушаника была дочерью Грузинского царя, имя которого затерялось в истории. Богобоязненная и благочестивая женщина была замужем за нечестивым Васкеном Питахши, сыном Артубана Питахши, царем Ранским, зависимым от царя Грузинского. По другим данным Шушаника была дочерью спарапета (военачальника) Армении Вардана Великого (Мамикояна), возглавившего в V в. борьбу за независимость своей страны от власти персов: Иран активно стремился подавить в странах Кавказа (Картли /Восточная Грузия/, Армении и Албании Кавказской) ощущение собственной национальной самобытности и превратить их в свою безликую покорную провинцию; супругом святой был питиахш (правитель) Южного Картли Варскен.
У благочестивой Шушаники и язычника Васкена было три сына и дочь. Женщина смиренно терпела нечестие мужа, искренне скорбела о гибели его души, уповала только на Промысел Божий. В своих богопротивных делах Васкен дошел до того, что отрекся от Христа: он отправился к царю Персидскому, шаху Ферузу (Грузия в то время была зависима от Персии) и объявил всенародно о преданности шаху и что в честь этого отрекается от Христа и принимает религию персов-огнепоклонников маздеизм (зороастризм). При этом Васкен обещал обратить в маздеизм и Шушанику с детьми.
Шушаника очень переживала о поступке мужа, в знак протеста она с детьми жила в доме у церкви, а не во дворце. Она молилась Богу уже не о муже, а о детях, чтобы те остались доб-рыми овцами стада Христова. Духовник царицы священник Иаков, как мог, утешал ее, предупреждал, что ждет ее великий подвиг, что нужно быть мужественной, терпеливой и великодушной; что нужно набраться сил, чтобы противостоять козням врага человеческого и сохранить веру во Христа. Шушаника отвечала готовностью нести великие скорби и мучения.
Васкен был рассержен тем, что жена и дети не встретили его, как он того просил через посланника. Он подослал к женщине слугу с притворными речами, вынуждая произнести хотя бы слово обвинения в его адрес, спровоцировать: его очень разгневало, что Шушаника отказалась жить с ним, предпочитая смерть от его руки, чем жить с ним, богоотступником. Но Шушаника молчала, провидев лукавство супруга, отличавшегося жестокостью. Тогда Васкен попросил священников, чтобы они уговорили Шушанику вернуться к нему, ибо этим она якобы обесчестила его. Но женщина отвечала, что не вернется к человеку, который сам опозорил память своего отца, почитающего Иисуса Христа, что презирает человека, презирающего Бога, если это даже грозит ей смертью.
Тогда Васкен направил к Шушанике своего брата с женой и епископом Фотием. Они умоляли ее вернуться, но Шушаника упорствовала в своем решении. Она даже посчитала пришедших сообщниками бесчестии мужа, раз они уговаривают ее вернуться к безбожнику. Брат заплакал, уговаривая Шушанику, плакали все вокруг, но Шушаника готова была вернуться домой под конвоем как раба, а не царица. Наконец, святая поддалась на слезные уговоры родственников и не желая, чтобы дело дошло до кровопролития и они пострадали по ее вине, Шушаника взяла Евангелие и «книги мучеников», и, воскликнув: «Господи Боже, ты знаешь, что я всю душою иду на смерть!», вернулась во дворец, остановившись в одной из далеких комнат.
Через два дня Васкен устроил ужин, куда были приглашены его брат Джоджик с женой, надеясь, что они помогут уговорить святую отречься от Христа. Святая, не притрагивавшаяся до еды и питья, выбила из рук свояченицы стакан вина, когда та стала принуждать блаженную выпить и поесть. Васкен был просто взбешен, разъярился так, что избил жену и брата, пытавшегося заступиться за нее. И все же он силой вырвал из рук гневного Васкена его жену, у которой оказался поврежденным глаз. Васкен приказал заковать сильно избитую женщину в кандалы и заточил в одной из комнат дворца.
Раны святой были неисцелимы, а муж, приказав, никого не впускать к царице, уехал на охоту. Но за царицей тайно ухаживали жизнеописатель св. Шушаники Иоанн, епископы Самуил и Иоанн. Начинался Великий пост. Васкен отправился на войну, освободив святую из ее заточения. Она опять уединилась в домике около церкви. Время проводила в темноте в молитве и посте. Вернувшись из похода, Васкен потребовал священников вернуть ему жену. Он схватил ее в храме, выволок на улицу и протащил по дороге, усеянной колючими растениями, до дворца. Во дворце Васкен приказал избить жену палками, после побоища ее связали и надели на шею цепь и отправили в крепость, где было строго-настрого запрещено ее посещать кому бы то ни было. Шушаника шла вся истерзанная, с растрепанными волосами, с непокрытой головой (что считалось крайней непристойностью), и никто не мог накинуть на нее хотя бы какой-нибудь платок, потому что Васкен шел следом за святой и ругался в ее адрес. Толпа, наблюдавшая за всем происходившим, выражала сочувствие раненой блаженной. Тогда Васкен набросился и на толпу и разогнал народ.
Шушаника оказалась в крепости, в самой темной из комнат с цепью на шее. Никто не мог к ней приблизиться. Охране было приказано морить святую голодом. Во время этих событий Джоджик отсутствовал. Когда же он приехал и узнал о произошедшем, он поспешил Шушанике на помощь. По его просьбе Васкен разрешил снять цепи со святой. Джоджик поспешил в темницу, где пытался облегчить мучения святой. Но та отказалась снять цепи с ног. В таком состоянии царица провела 6 лет. Постом, бдением и молитвами святая постепенно восходила на высокую ступень духовного совершенства.. Своей святостью Шушаника стала известно во всей Картли, народ потянулся к ней, и по молитвам святой получал просимое.
На седьмой год пребывания в темнице, изможденная пытками, кандалами, поклонами и стоянием на ногах, святая заболела, на теле открылись тяжелые раны. Джожджик, узнав о плачевном состоянии блаженной, пришел к ней со всем своим семейством. Джоджик видел, что Шушаника умирает, просил прощения, если в чем согрешил перед святой, и просил благословить. Святая выполнила его просьбу. После его ухода к святой пришли католикос Самуил и епископ Иоанн: они всегда сочувствовали Шушанике и теперь напутствовали ее в последний путь. Народ также хотел проститься с царицей, люди желали снять с нее кандалы и взять в знак благословения, на память. Шушаника считала, что она не достойна такой чести, но все же усту-пила просителям и благословила всех, простилась с пришедшими просителями ее молитв. В по-следний час земной жизни епископ Фотий причастил Шушанику, она благодарила за все его труды и молитвы о ней, просила и далее молиться о ней и похоронить в церкви, что в точности и было исполнено. Кончина святой мученицы благоверной Шушаники наступила 17 октября в конце V века (по одним данным – в 466 г., по другим – в 475 г.). Царь Иверский Вахтанг Гург-Аслан (Горгасали) казнил убийцу святой Шушаники, тело мученицы с почестями перевез в Цортаг и предал земле в храме, специально выстроенном для мощей святой. В 586 г. армяне от-елились от Православной Церкви, Цортагский храм перешел в руки Армянского епископа. То-гда католикос Симеон (Кирион) из боязни, что армяне завладеют сокровищем Иверской Церкви, перенес мощи мученицы в г. Тифлис и положил их в приделе Метехской церкви. Празднование памяти святой Шушаники перенесено с 17 октября на 28 августа (вероятно в этот день были перенесены мощи святой).

2/15 октября празднуется память о страданиях святых мучеников Давида и Константина, князей Аргветских. В начале VII века, после смерти императора Ираклия, еретики начали всту-пать на императорский и патриарший престолы. Иконоборцы терзали Церковь Христову. Внут-ренние раздоры, ослаблявшие империю, способствовали усилению Магомета, который был бо-гат и уже завладел Аравией, покорил Египет и Палестину.
После смерти Магомета управление его владениями перешло к его племяннику Мурвану Глухому (Глухим его звали потому, что не внимал никаким советам своих приближенных). Он собрал огромное войско и пошел войной на христиан, разорил земли Греческого и Армянского царств. Мурван дошел до Черного моря, грабя и покоряя все государства, расположенные на его пути. Покорил Мурван Самцхе, далее пошел через область Сачхейдзо, затем на область Аргветскую. Здесь и правили родные братья Давид и Константин.
Давид и Константин были грузинами княжеского рода, наследственными управителями Аргветской страны. Они были крещены, и всю жизнь свою строго держались православного учения Апостольской Церкви. Девственные душой и телом братья были искусными и неустра-шимыми военачальниками на поле брани. Узнав, что на их край идет Мурван войной, они собрали свое войско и убеждали воинов безбоязненно встретить врагов христианства. Сами же ночами напролет молились, возлагая свое упование на помощь Бога.
В первом же бою христиане одержали победу над магометанами. Мурван, узнав о поражении, разъярился и приказал вновь напасть на Аргветский край. Жители и воины не ожидали повторного нападения, и были вынуждены спасаться бегством. Но многие не успели бежать и были взяты в плен. Среди пленников оказались и братья Давид и Константин. Увидев царственных пленников, беззаконник Мурван стал хвалиться своим дядей, своими подвигами. Святые же отвечали смирением, что побеждены не силой и ловкостью язычника, а по воле Божией за грехи свои, что дядя Мурвана был лжецом и обманщиком. Ответ праведников взбесил Мурвана, по его приказу братьев стали нещадно избивать, а те только молились и призывали на помощь Бога. Мурван, следя за истязаниями пленников, решил обратить их в мусульманство. Льстивые речи и неописуемые обещания посыпались из уст нечестивца. Братья отказались, они вели спор с Мурваном, обсуждая тонкости разницы между мусульманством и христианством. Братья пытались объяснить Мурвану, что Иисус Богочеловек, а не просто человек; что ученик Магомета Али исказил Коран, зная, что не знают они (мусульмане) ни Писания, ни силы Божией; и хотя Магомет и отвратил своих последователей от идолопоклонства, но не смог привести к истинному богопочитанию. Братья настаивали на своем почитании Единого Бога, на вере в Отца и Сына и Святого Духа.
Мурван приказал истязать пленников: ни поить, ни кормить и все время мучить их без пощады. Таким образом он наделся обратить братьев в мусульманство. После десяти дней истязаний Мурван послал к князьям посланников с льстивыми речами с целью принять магометанство. Но пленники отправили их ни с чем. Те сказали Мурвану, что нет никакой надежды на их обращение, что святые не боятся ни мучений, ни смерти, что они тверды в своей вере.
Мурван приказал привязать камни к шеям пленников и бросить в реку. Братьев повели к храму мучеников Косьмы и Дамиана. На месте их повесили вниз головами и били палками. Затем связали руки и ноги, привязали камни. Святые мученики просили несколько времени помо-литься перед смертью. Братья молились и просили Бога сохранить их тела, при жизни чистые и целомудренные, и по смерти нетленными, чтобы прославилось имя Божие, чтобы молящиеся братья получали просимое. После их молитвы с неба раздался голос, возвестивший, что молитва их услышана и прошения будут исполнены. Услышав голос небесный, мучители испугались, бросив пленников в воду, бежали.
В ту же ночь было явлено чудо: над рекой появились три светлых столпа, освещавших ок-рестности. Связанные руки и ноги мучеников разрешились, камни спали, поэтому тела святых всплыли на поверхности и сияли необычайным светом.
По промыслу Божию двум пленникам, бывшим в плену с князьями, удалось бежать. Они знали о мучениях святых братьев. Они увидели сияющие столпы над рекой, когда прятались в лесу. Там они встретили других княжеских слуг, очень дивились увиденному в реке. Они муча-лись вопросом, что делать с телами святых, как услышали голос из светлых столпов, говоря-щий, что надо сделать с мощами. Слуги князей все сделали, как было повелено. В результате их трудов мощи оказались в одной из катакомб (погребальной пещере) разрушенного храма со-жженного и разрушенного Мурваном Кутаиса.
Там мощи оставались неявленными до правления великого царя Баграта IV Багратиона (1027-1072), который обретя бесценное сокровище, возобновил храм, устроил обитель при нем, а затем с почестью перенес мощи святых мучеников. Мощи святых Давида и Константина, как братья просили у Господа, остались нетленными и подают исцеления прибегающим к ним с верой и любовью.
Страдание угодников Божиих последовало в 741 г.

13/26 сентября празднуется память о страданиях святой великомученицы царицы Кахетинской Кетевани. Она была родом из царского рода Багратидов, дочерью Ашотана, владетельного князя Багратион-Мухранского, правнучкой карталинского царя Константина III. С рождения Кетевань была крещена, детство и отрочество провела она в изучении Священного Писания, воспитывалась она в добродетели и благочестии. Кетевань помогала нищим, врачевала больных и в любых бедах спешила помочь нуждающимся в помощи.
В нужное время Кетевань выдали замуж за благочестивого, добродетельного Давида, наследника Кахетинского царя Александра II. Правда при всей своей добродетельности он был властолюбив, даже жесток. Родился у благочестивых молодых родителей сын Теймураз, впо-следствии кахетинский царь Теймураз I (умер схимником в 1663 г., в стихах описал мучения своей матери), сокрушивший ненавистное иго персидское, устроивший быт своих подданных, украсивший Церковь, был известен своей литературной деятельностью.
Властолюбивый Давид хотел занять престол своего отца преждевременно. Грузинская знать также не любила Александра II. Будучи недовольными правлением царя, поданные свергли его, заключили в темницу, на престол возвели Давида. Но желающий власти, он не мог ре-ально править государством, и вместо него правила Кетевань. Она усмирила знать, навела порядок в царстве, обеспечила благосостояние Церкви Христовой: заботилась о построении храмов, устраивала больницы для страждущих и трапезы для нищих, вдов и сирот и оградила царство от внешних врагов.
Вскоре Давид умер. Грубой борьбы за престол не было, но чтобы обезопасить своего сына, Кетевань призвала вельможу Шеромзана Чолокаева, взяла с него клятву быть до конца дней своих верным ей и сыну ее Теймуразу, и отправила с ним сына к персидскому шаху Аббасу I как заложника. Шах воспитал Теймураза, тем самым сын был спасен от гибели. Сама же Кете-вань уединилась, где проводила дни в изучении священного Писания и разных богоугодных делах.
Шах Аббас I имел на все происходящее свой взгляд: для него открылось широкое поле деятельности для завоевания царств Кахетинского и Карталинского, потому что так было проще воевать против Турции. Аббас боялся, что Иверские царства войдут в состав России, а тогда уже будет невозможно обратить народ царств в магометанство. В помощь себе Аббас призвал брата Давида – Константина, который убил своих родственников ради достижения престола. После гнусных своих преступлений он решил посвататься к Кетевани на правах мужчины, который якобы должен жениться на жене умершего брата.
Кетевань отказала Константину, напомнив о его бесчестии. Она собрала народ, всю кахетинскую знать и просила заступиться за нее, в случае отказа она собиралась покинуть Кахетию и вернуться к своему семейству. Но знать решила заступиться за Кетевань и покончить с отце-убийцей: они собрали своих воинов и выступили против нечестивого Константина. Грузинские воины-христиане разгромили войско персов под предводительством Константина. Самого Константина казнили усекновением головы. Когда воины вернулись с победой домой, славя Бога за победу, принесли Кетевани голову нечестивца. Но женщина не обрадовалась, а стала плакать о его погибели и бедственном положении его души в веке будущем.
Враг отступил. Кахетинское царство освободилось от персидского ига, Православие и ти-шина воцарились во всей Кахетии. Единовластной правительницей царства стала Кетевань. Но она хотела сложить с себя управление царством, чтобы служить одному Богу. Но сын был мал, а другие были убиты. Все же царица написала послание Аббасу I с просьбой прислать сына обратно, иначе царство станет независимым от него, а подчиниться султану турецкому и всего Востока. Шах снарядил юношу домой, одарив богатыми подарками. Несмотря на то, что мальчик долго прожил при дворе другой веры, он сохранил святую веру своих предков, а шах имея попечение о царевиче и не хотел принуждать его принять магометанство, зная, что этим он не достигнет никакого результата, а только все испортит: он не оставил своего намерения покорить себе всю Грузию.
Это желание было настолько сильно, что шах не гнушался ничем, чтобы оно совершилось. Уже через много лет, когда Теймураз был помазан на царство Кахетинское, женился, у него родилось трое детей, скончалась жена Анна, Аббас I хитростью и интригами пытался спровоциро-вать Теймураза на ссору с ним, чтобы был предлог для войны. И шах добился своего. Война была объявлена. Весь народ во главе с царем пришли к Кетевани просить отправиться к шаху вместе с внуком Александром уговорить его от похода. Кетевань отказывалась, мотивируя тем, что никакие уговоры и мольбы не помогут – шах сделает свое черное дело.
Несмотря на сопротивление, царица отправилась с Александром, взяв богатые подарки, к шаху. Шаху было этого мало, он потребовал, чтобы Теймураз прислал к нему и старшего своего сына Леона. Царь расстроился, не хотел отпускать наследника, но знать настаивала. Леон также уехал. Далее шах потребовал и самого царя в гости. Теймураз понимал, что это грозит гибелью ему и народу, не хотел ехать, но народ опять настаивал. Дочь Теймураза и Анны к тому времени тоже была хитростью похищена, и находилась во власти шаха. Теймураз был лишен всех родных. Все поняли коварство шаха, чем оно грозит не только стране, но и Церкви Иверской. Но было поздно – шах вторгся в Кахетию. Стариков он убивал, молодежь растлевал, все, кто могли идти, были переселены в Персию; святыни, храмы и т. п. были поругаемы, старцы убивались, могилы разорялись. Кетевань грустила о разорении страны, Теймураз I скрывался у Имеретинского царя Георгия III, где скрывался и святой царь Карталинский Луарсаб.
Пока Аббас I разорял Кахетию, царица Кетевань с внуками сидела в темнице. Через пять лет Кетевань разлучили с внуками: она осталась сидеть в темнице, а юношей отправили к шаху, где оскопили (Леон не выдержал , скончался, а Алекасндр дожил до старости). Кетевань утешал себя словами из Писания: «Если приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу свою к испытанию; управь сердце твое и потерпи. И не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступи, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что нанесено тебе будет, прими и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» (Сир., 2, 1-4).
Последующие пять лет сидения в темнице Кетевань провела одна, ее осаждали слуги шаха: они призывали ее отказаться от Христа, шах просил стать ее царицей Персии. Кетевань была терпелива, как Иов и мудра, как Товия. На этой немощной женщине явилось величие благодати Божией. Шах настаивал на принятии Кетеванью магометанства, а иначе обещал ей смертельные страдания. Святая отвергла гнусное предложение Аббаса. Она молилась, чтобы Господь послал ей ангела, избавляющего ее от мытарств, принял к Себе, а сыну даровал победу, а всем поми-нающим ее утешение сердечное.. После молитвы святая причастилась Тайн Христовых и вышла навстречу мучителям, готовивших костер для Кетевани.
Слуги Кетевани, увидев, что уготовано царице и им (мучители привели и их подтвердить свою веру), отреклись Христа и уговаривали царицу, но та была непреклонна. Духовник царицы от страха чуть было тоже не отрекся, но Кетевань произнесла пламенные слова в защиту веры Христовой так, что все, кто отрекся, раскаялись и осознали свою вину и снова обратились ко Христу, укрепился и иерей Георгий. Мучители тут же казнили иерея и слуг царицы, затем приступили и к ней. Мучители изощрялись, как могли, издеваясь над святой. Она только успевала шептать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После неописуемых пыток огнем и же-лезом на царицу надели раскаленный котел. Произошло это 13 сентября 1624 г. Как только ду-ша покинула растерзанное тело царицы, на него опустились три светлых столпа и освещали его. Нечестивый шах приказал тело святой выбросить в болото, но и тут свет небесный не переста-вал сиять над телом. Верные чада Церкви вытащили тело святой из нечистот и погребли. Спустя год открыли могилу, но тела не нашли. Теймураз писал, что это латинские монахи тайно нашли могилу Кетевани, заказали гроб и сохраняли мощи до времени.
Через некоторое время Теймураз вернулся править Кахетией. Латинские монахи Августинского ордена, пытаясь утвердиться в Грузии и распространить там свою ересь, отделили от мощей честную главу и правую руку и послали в дар царю Теймуразу I. Бесценный дар был встречен с большим почитанием, народ веселился духом, что приобрел ходатаицу у Престола Божия и скорую помощницу в своей жизни. Святые останки положили в кафедральном Ала-вердском соборе мученика Георгия, покровителя земли Грузинской. Остальные мощи тайно от-правили в Рим в усыпальницу апостола Петра. От главы мученицы происходило много исцеле-ний и чудес, что и побудило Патриараха Захарию и Церковь Грузинскую причислить царицу Кетевань к лику святых и установить празднование ее памяти 13 сентября, в день ее страданий.

21 июня/5 июля празднуется память о страданиях мученика благоверного царя Карталин-ского Лурсаба. Отцом его был благочестивый царь Карталинский Георгий X, происходивший из рода Багратидов, потомков царя-пророка Давида. После того, как шах Аббас I отравил Георгия Храброго (шах завидовал его смелости и храбрости и ненавидел за непокорность и самостоятельность, нежелание принимать магометанство), наследник его Луарсаб, несмотря на молодость, взошел на престол с именем Луарсаб II.
Поскольку Георгий помогал Аббасу воевать против Турции, войско которой было разбито, турецкий султан приказал своим воинам воевать против Карталинии. Воины надеялись на растерянность молодого царя, но Господь подает силу и крепость немощным, творя по Своему промыслу. Царь собрал войско и после нескольких жестоких битв разбил окончательно турецкие войска, во много раз численностью превышавшие грузинские. Перед битвами все причащались Святых Христовых Тайн, молодой царь и его помощник Саакадзе своим примером воодушевляли воинов стоять крепко за веру и отечество. Враг бежал, но как поборник православия и Иверии, был истреблен. Царь и все оставшиеся в живых со слезами радости воздали славу и благодарение Богу.
Впоследствии Саакадзе изменил Луарсабу и бежал с другим чиновником царя к шаху Аббасу. Выведав у изменников все тайны, шах решил напасть на Карталинию, а заодно и на Кахетию, которой управлял Теймураз I (см. выше). Луарсаб узнал, что ему уготовано, написал письмо Теймуразу – они решили объединиться, чтобы отстоять земли и веру православную. Шах в свою очередь узнал о связи царей грузинских и решил их поссорить. Но цари не поддались на эту уловку. В результате хитростей шаха и Саакадзе еще несколько человек из знати покинули Луарсаба, предав отечество и веру. Теймураз и Луарсаб полностью положились на волю Божию и отправились к царю Имеретинскому Георгию III.
Аббас разорил Кахетию (см. выше), а затем принялся за Карталинию, правда, здесь шах не так зверствовал, якобы из любви к царю Луарсабу. Шах пытался потребовать у Георгия III ца-рей к себе, но силой ничего не получалось. Обманом же шах вынудил Луарсаба покинуть убежище Имеретинское взамен на сохранение его земель, храмов, святынь и в целом православия в Карталинии. Все его уговаривали не ехать к шаху, но Луарсаб хотел своим приездом к шаху ос-вободить Карталинию от персов. Надеялся царь только на Христа.
Шах с притворной радостью встретил Луарсаба, устраивал пышные пиры в его честь, с музыкой и пением, говорил притворные речи. Так прошел год. Обманными речами и охотами в разных местах, шах заманивал Луарсаба вглубь Персии. Царь понял замысел шаха, но покорился неизбежному. Однажды Великим постом шах стал уговаривать царя отведать рыбы, тот отка-зывался. Шах настаивал, Луарсаб встал и вышел. Нечестивец был только рад этому сопротивле-нию, в довершение ко всему он открыто потребовал от царя принять магометанство. Святой был крепок и тверд в вере, он только молился об укреплении духа. Шах, видя, что его труды тщетны, приказал увезти святого и двух его слуг в неприступную крепость и заключить там. Луарсаб усугубил пост и молитвы, а слуги святого мученика рыдали от печали и сострадания, от невоз-можности помочь благочестивому хозяину.
Семь лет провел святой в темнице в притеснениях и мучениях. По наущению Саакадзе шах поставил перед Луарсабом условие – откажись от Христа или будешь казнен. Царю надоели бесконечные допросы и пытки шаха, он твердо отказался изменить православной вере. У Луар-саба была икона Пресвятой Богородицы, покровительницы земли Иверской. Предвидя скорую смерть, святой, упав на колени, со слезами молился: «Дай мне, Царице моя, помощь твою в страданиях моих, буди Ходатаицей перед Сыном Твоим и сопричти меня к святым мученикам, чтобы я с ними славил Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа!». Затем царь вошел к мучителям, и те повесили святого, вместе с ним пострадали и слуги его. Тела мучеников оста-вили без погребения. В темнице тела их осенил небесный свет, который поражал самих мучите-лей. На другой день была вырыта общая могила, где были преданы земле святые мощи трех мучеников.

Жития Грузинских святых уникальны насыщенностью подвига, самопожертвования, что всегда было характерно для вечно сражающейся за веру и свободу страны в окружении иноверцев. Пнятия Родины и Аеры для Грузии, первого удела Богородицы, неразделимы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Полные жизнеописания Грузинских святых», перевел Михаил Сабинин. Москва, 1994 г. (по тексту книги «Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви» , С-Петербург, 1871)

Щеголева Надежда

Категория: О Церковной жизни | Просмотров: 1366 | Добавил: Сова | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск статей
Категории
О Вере [20]
О человеке [40]
О Церкви [8]
О Церковной жизни [18]
О богослужении [2]
О духовной жизни [20]
В защиту Веры [7]
Богословие [11]
Праздники [14]
Отечество [13]
Люди [7]
Для детей [3]
Проповедь [6]
Читальня [5]
Другое [18]
Форум
Активные темы:

Последние статьи
Кто на сайте
Всего: 1
Скоромимоходящие: 1
Пользователи: 0


Активность
за последние 15 мин.


Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Детский фотограф, портретная фотография, интерьерная фотосъемка